Социально-психологический проект "Эмоциональное благополучие детей с ограниченными возможностями здоровья: вызовы и перспективы"

1 января 2025 г.

Актуальность

Эмоциональное благополучие детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) представляет собой важную и актуальную область исследования, которая требует особого внимания со стороны педагогов, психологов и исследователей. В последние десятилетия наблюдается значительный рост интереса к вопросам инклюзии и поддержки детей с ОВЗ в образовательных учреждениях. Это связано с осознанием того, что эмоциональное состояние ребенка напрямую влияет на его учебные достижения, социальную адаптацию и общее качество жизни. В условиях современного общества, где разнообразие и индивидуальные особенности становятся нормой, необходимо уделять внимание не только академическим успехам, но и эмоциональному благополучию детей, что является основой для их гармоничного развития.

Диагностический инструментарий

Для диагностики эмоционального неблагополучия у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ можно использовать следующие методики:

  1. Методика «Два дома» (И. Вандвик и П. Экблад) — предназначена для определения круга значимого общения ребенка, особенностей взаимоотношений в семье, выявления близких друзей ребенка, его отношений с другими детьми.

  2. Методика «Цветовой тест отношений» (А. М. Эткинд) — применяется для изучения эмоциональных компонентов отношений ребенка с окружающими людьми, особенностей восприятия ребёнком других людей.

  3. Методика «Паровозик» (С. В. Велиева) — используется для определения особенности эмоционального состояния ребенка: нормального или пониженного настроения, состояния ситуативной тревожности, а также наличия страхов, неуверенности в себе, депрессивного эмоционального состояния.

  4. Методика «Тест тревожности» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) — предназначена для исследования тревожности ребёнка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.

  5. Методика «Рисунок семьи» (В. Хьюлс, «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс и С. Кауфман) — применяется для выявления особенностей внутрисемейных отношений.

  6. Методика «Проективный рисунок человека» (К. Маховер) — позволяет выявить эмоциональную сферу ребёнка, его взаимоотношения с окружающими, наличие внутренних конфликтов, агрессивности, тревожности, демонстративности.

  7. Методика «Картинки» (Е. О. Смирнова) — направлена на диагностику общения ребенка со взрослым и сверстниками, выявление предпочтений в общении.

  8. Методика «Фильм-тест» (Р. Жиль) — предназначена для исследования социальной приспособленности ребенка, особенностей его межличностных отношений, некоторых поведенческих характеристик и черт личности.

  9. Методика «Диагностика эмоциональных отношений в семье» (Б. И. Кочубей, Е. В. Новикова) — применяется для определения позиции ребенка в семье.

  10. Методика «Выбери нужное лицо» (С. Рубинштейн) — позволяет определить уровень тревожности ребенка, выявить степень проявления тревожного поведения в типичных жизненных ситуациях.

Настольно-печатные дидактические игры

Настольно-печатные дидактические игры представляют собой эффективный инструмент для развития эмоционального интеллекта у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Эти увлекательные игры помогают детям с ОВЗ лучше понимать свои эмоции и чувства окружающих. Они учатся распознавать выражения лиц, жесты и интонации, что является неотъемлемой частью эмоционального интеллекта.
Такая практика способствует лучшей адаптации детей в социальной среде и снижает уровень конфликтов. Играя в игры, дети осваивают навыки следования правилам, сотрудничества с другими игроками и принятия решений в условиях неопределённости. Эти качества могут стать основой для успешного преодоления жизненных трудностей и преодоления препятствий в будущем.

Уважаемые коллеги и посетители моего сайта!
Буду очень признательна за Ваши комментарии, пожелания, отзывы о работе или любую другую обратную связь.

 

 

Изображение: https://ru.freepik.com/free-vector/watercolor-global-day
-parents-illustration_25799816.htm#fromView=search&page=
1&position=6&uuid=b105c67d-d16c-4b74-9a03-00b3186206a3