Новости

Игра «Хлоп, топ, кар», как средство развития когнитивных и моторных навыков у детей с ОВЗ

26 апреля 2025 г.

Игра «Хлоп, топ, кар» представляет собой методическое средство, направленное на формирование когнитивных и моторных навыков у детей с различными нарушениями здоровья. Она способствует развитию внимания, зрительной памяти, координации движений и интеграции зрительного и моторного восприятия.
Описание методики. Игровой процесс включает в себя выполнение определенных действий в ответ на визуальные стимулы. На каждой карточке изображены пять символов, соответствующих командам: хлопок в ладоши, топ ногой, удар кулаком, а также повторение одного из предыдущих действий. Дополнительно на карточках присутствует изображение вороны, при виде которой ребенок должен громко произнести слово «кар». Эти действия способствуют развитию моторики, внимания и эмоциональной экспрессии.
Основной целью игры является формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья навыков внимания, зрительной памяти, координации движений, а также развитие интеграции зрительного и моторного восприятия.
Задачи игры:

  1. Развитие способности концентрироваться на задании и удерживать внимание на визуальных стимулах.

  2. Формирование умения следовать инструкциям и запоминать последовательности действий.

  3. Развитие навыков запоминания пространственного расположения и последовательности изображений.

  4. Формирование ассоциативных связей между визуальными образами и соответствующими действиями.

  5. Развитие координации движений рук и ног в соответствии с инструкциями.

  6. Улучшение точности и плавности движений.

  7. Развитие эмоциональной экспрессии через звуковые и моторные реакции.

  8. Создание позитивной эмоциональной атмосферы и стимулирование общего психоэмоционального развития.

Игра может быть использована в различных образовательных контекстах:

  1. В индивидуальной работе с детьми для целенаправленного развития когнитивных и моторных функций в комфортной обстановке.

  2. В групповой работе для улучшения взаимодействия и коммуникации между детьми, а также для формирования навыков коллективного выполнения заданий.

  3. В качестве подготовительного этапа для перехода к более сложным дидактическим играм и упражнениям, направленным на развитие когнитивных функций.

  4. В качестве динамической разминки на занятиях для повышения уровня внимания и подготовки детей к основной учебной деятельности.

Игра «Хлоп, топ, кар» является эффективным инструментом для комплексного развития когнитивных и моторных функций у детей с ограниченными возможностями здоровья. Ее структура и простота использования делают ее универсальным средством, применимым как в индивидуальной, так и в групповой работе. Методика способствует интеграции зрительного и моторного восприятия, развитию моторики и точности движений, а также эмоциональной экспрессии, что делает ее ценным элементом образовательного процесса.