Стратегии и тактики преодоления неуверенности у детей дошкольного возраста

5 марта 2025 г.

Неуверенность — это психологическое состояние, которое характеризуется сомнениями в своих способностях, страхом перед новыми ситуациями и трудностями в принятии решений. 

Характеристика неуверенности

По охвату сфер жизни человека:

  • Общая (охватывающая все сферы жизни человека). Общая неуверенность — это состояние, при котором человек испытывает трудности в различных сферах жизни. Он может чувствовать себя некомфортно в обществе, испытывать затруднения в практической деятельности и иметь проблемы с обучением. Общая неуверенность может быть вызвана разными факторами, такими как низкая самооценка, отсутствие навыков общения, недостаточная уверенность в своих знаниях и умениях.
  • Неуверенность в практической деятельности. Неуверенность в практической деятельности может проявляться в различных аспектах жизни, таких как работа, домашние дела или уход за собой. Человек может испытывать затруднения в выполнении повседневных задач, чувствовать себя некомпетентным или беспомощным.
  • Неуверенность в общении. Неуверенность в общении может проявляться в трудностях с установлением контактов, выражении своих мыслей и чувств, а также в страхе перед публичными выступлениями. Человек может избегать общения, чувствовать себя неловко в компании других людей или испытывать трудности в понимании социальных норм и правил.
  • Неуверенность в познанииНеуверенность в познании может проявляться в трудностях с обучением, запоминанием информации или решением задач. Человек может чувствовать себя некомпетентным в определённой области знаний, что приводит к снижению мотивации и интереса к учёбе.
  • Личностная (устойчивая). Личностная неуверенность — это состояние, при котором человек сомневается в своих способностях, ценностях и целях. Он может испытывать трудности в принятии решений, постановке жизненных целей и реализации своих желаний. Личностная неуверенность может быть вызвана внутренними конфликтами, негативным опытом или недостатком поддержки окружающих.
  • Ситуативная. Ситуативная неуверенность — это временная неуверенность, возникающая в определённых ситуациях. Например, перед важным собеседованием, публичным выступлением или экзаменом. Ситуативная неуверенность может быть вызвана стрессом, недостатком подготовки или отсутствием опыта в конкретной ситуации.
  • Возрастная (вызванная  активным усвоением социального опыта). Возрастная неуверенность — это неуверенность, связанная с определёнными возрастными этапами жизни. Например, подростковый возраст часто сопровождается неуверенностью в себе и своих возможностях, а пожилой возраст — неуверенностью в будущем и своих силах. Возрастная неуверенность может быть вызвана физиологическими изменениями, социальными ожиданиями или личными переживаниями.

По внешнему проявлению:

  • Собственно неуверенность (признаки, характерные для неуверенности)
  • Скрытая неуверенность (может быть скрыта агрессивным поведением, кривляньем, грубостью и т.п.)
  • Внешне не проявляющаяся (ребенок проявляет сдержанность, внешнее равнодушие, в ситуациях, для которых это неспецифично)

Неуверенность может проявляться на разных уровнях: физиологическом, психическом и личностном.


Проявление неуверенности

Физиологический уровень. Учащение пульса, повышенное потоотделение , сердцебиение, ощущение пустоты в желудке, покраснение лица, сухость во рту, дрожание рук, слабость, урчание в животе, звон в ушах, скованность движений, потребность в частом мочеиспускании, задержка дыхания.
Психологический  уровень. Снижение громкости и нечеткость речи, заикание, невозможность выразить мысли, повышенный эмоциональный фон с преобладанием негативных эмоций, торможение волевых и мыслительных процессов, снижение концентрации внимания, возможностей запоминания.
Личностный уровень. Низкий уровень притязаний и самооценка, преобладание мотивов избегания неудачи, застенчивость, тревожность, замкнутость.

Причины возникновения неуверенности

Нарушения в системе отношений ребенка со взрослыми, такие как:

  • родительская депривация, авторитарный стиль воспитания (блокада инициативы, эмоциональных проявлений, движений), непоследовательность в воспитании (несогласованность требований к ребенку между воспитывающими его взрослыми, непостоянство требований), гиперопека.

  • нарушения в системе отношений ребенка со сверстниками (конфликты, нелюбовь со стороны сверстников).

  • недостаток знаний, умений и навыков ребенка, многократный отрицательный опыт общения, поведения, деятельности.

  • некоторые личностные черты: чувствительность, мнительность, фиксированность на себе.

Стратегии и тактики преодоления неуверенности (Г.А. Широкова)

1. Развитие положительного самовосприятия.
2. Повышение уверенности в себе и в своих силах.
3. Развитие доверия к другим.
4. Корректирование страхов.
5. Снятие телесного напряжения.
6. Развитие умения выражать свои эмоции.
7. Развитие навыков коллективной работы.
8. Развитие навыков самоконтроля.

Направления работы по преодолению неуверенности

Основные методы и приемы

Значение для преодоления неуверенности

Развитие положительного самовосприятия и повышение уверенности в себе и своих силах

Авансирование положительной оценки, внушение, посильные поручения, игры

Положительное самовосприятие способствует снижению страха неудачи, повышению самооценки, осознанию права на ошибку

Развитие доверия к другим и навыков коллективной работы

Обращение по имени, положительный эмоциональный фон деятельности, привлечение коммуникативных, доброжелательных сверстников

Способствует удовлетворению потребности в общении, открывает возможности для обмена опытом, знаниями, чувствами

Коррекция страхов Игротерапия, сказкотерапия, серия занятий по преодолению страхов Беседы «Кто чего боится?»

Способствует повышен ю активности  и позитивности мировосприятия

Снятие телесного напряжения

Упражнения на релаксацию, подвижные игры

Профилактика психоэмоционального истощения

Развитие умения выражать свои эмоции и навыков самоконтроля

Игры: творческие, с правилами на развитие самоконтроля; рисование на свободную тему  и т.д.

Возможности управлять своими эмоциями и адекватно их выражать дают ощущение комфорта, расширяет возможности для общения.