Проективная методика А. И. Захарова «Мои страхи»

30 декабря 2024 г.

Рисование страхов поможет вывести страшилку наружу, познакомится с ними и победить их. Каждая линия и выбор цвета в рисунке ребенка расскажут очень много об особенностях психики и переживаниях малыша. Рисование страхов детьми не приводит к его усилению, а наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реакции. В рисунках страх уже во многом реализован как нечто уже происшедшее, фактически случившееся; остается меньше недосказанного, неясного, неопределенного. Вместе все это снимает аффективно-травмирующее звучание страха в психике ребенка.
Цель методики: выявление страхов у детей.

Процедура и особенности проведения

Для активизации интереса к рисованию дома за месяц до этого, детей просят принести свои рисунки. На первых двух подготовительных занятиях детям предлагают выбрать темы для рисования. После подготовительных занятий можно приступать к тематическому рисованию. 
Важно, во-первых, то, что задание дает педагог или психолог, которому ребенок доверяет. Во-вторых, само рисование происходит в жизнерадостной атмосфере общения со сверстниками, обеспечивая поддержку с их стороны, не говоря уже об одобрении самого педагога.
Вначале проводится индивидуальная беседа, в которой выясняется, боится ли ребенок одиночества, нападения (бандитов), заболеть, умереть, смерти родителей, некоторых людей, наказания, сказочных персонажей, темноты, животных, транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, огня, врачей, крови. Составив список страхов каждого ребенка, педагог дает задание нарисовать их.

Инструкция:  «Давай нарисуем то, чего ты больше всего боишься»

Анализ рисунка

Разрывы линий, стертые детали, пропуски, акцентирование, штриховок - сфера конфликта.

Характеристика линий

Анализ линий в рисунке

1.

Мало гнутых линий, много острых углов

Агрессивность, плохая адаптация

2.

Закругленные (округленные) линии

Мягкость, нежность

3.

Комбинация уверенных, ярких и легких контуров

Грубость, черствость

4.

Контур неяркий, неясный

Боязливость, робость

5.

Энергичные, уверенные штрихи

Настойчивость, защищенность

6.

Линии неодинаковой яркости, тонкие продленные линии

Напряжение

7.

Эскизный контур

Тревога, робость

8.

Разрыв контура

Сфера конфликтов

9.

Наложенные обрывчатые линии

Тревога, незащищенность

10.

Зубчатые, неровные линии

Дерзость, враждебность

11.

Уверенные, твердые линии

Амбиции, рвение

12.

Сильный нажим

Энергичность, настойчивость, большая напряженность в достижении желаемого

13.

Легкие линии

Недостаток энергии

14.

Легкий нажим

Низкие энергетические ресурсы, скованность

15.

Линии с нажимом

Агрессивность, настойчивость

16.

Неровный, неодинаковый нажим (кривой, «как курица лапой»)

Импульсивность, нестабильность, тревога, незащищенность

17.

Изменчивый нажим (то четкие линии, то плывущие и неясные)

Эмоциональная нестабильность, лабильные настроения


Длина штрихов

Характеристика штрихов

Анализ штрихов в рисунке

1.

Прямые штрихи

Упрямство, настойчивость, упорство

2.

Короткие штрихи

Импульсивное поведение

3.

Ритмичная штриховка

Сочувствие, раскованность

4.

Короткие, эскизные штрихи

Тревога, неуверенность

5.

Штрихи угловатые, скованные

Напряженность, замкнутость

6.

Горизонтальные штрихи

Воображение, слабость

7.

Неясные, разнообразные, изменчивые штрихи

Незащищенность, недостаток упорства, настойчивости

8.

Штриховка справа налево

Интроверсия (любит быть один), изоляция

9.

Штриховка слева направо

Мотивированный ребенок

10.

Штриховка от себя

Агрессия, экстраверсия (общительность)

11.

Стирания

Тревожность, опасливость

12.

Частые стирания

Нерешительность, недовольство собой

13.

Стирание (если перерисовка более совершенна)

Хороший знак

14.

Стирание с последующей порчей (ухудшением рисунка)

Наличие сильной эмоциональной реакции на рисуемый объект или на то, что он символизирует для субъекта

15.

Стирание, без попытки перерисовать

Внутренний конфликт

16.

Большой рисунок

Экспансивность, склонность к тщеславию, высокомерию

17.

Маленькие фигуры

Тревога, эмоциональная зависимость, чувство дискомфорта

18.

Очень маленькая фигура с тонким контуром

Чувство собственной малоценности и незначительности

19.

Недостаток симметрии

Незащищенность

20.

Рисунок у самого края листа

Зависимость, неуверенность в себе

21.

Рисунок на весь лист

Компенсаторное превозношение себя в воображении

 

Анализ цвета
Подходы к интерпретации цвета в психологии довольно разнообразны. Избыточное нанесение краски и перекрашивание цветов  обозначает агрессивность. Смешивание цветов и различное их сочетания могут указывать на высокий уровень интеллектуального развития. При анализе сложных цветов следует делить их на основные (красный, синий, желтый, зеленый) и анализировать, какого цвета больше. Например, ребенок смешал синий (20%) и коричневый (80%), в этом случает главной характеристикой будет значение коричневого, а синего - дополнительной.

 

Цвет

Анализ выбора цвета

1.

Синий

Спокойствие, удовлетворенность

2.

Сине-зеленый

Чувство уверенности, настойчивости, иногда упрямство

3.

Оранжево-красный

Силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение

4.

Светло-желтый

Активность, стремление к общению, экспансивность, веселость

5.

Фиолетовый, коричневый, черный, серый

Символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, страз, одиночество, огорчения, разочарование


Значение цветов в наибольшей степени определяется их взаимным расположением. В рисунке "Мой страх" или "Чего я боюсь" важно отображение пугающего образа, выполнение рисунка, что покажет личностную ориентацию, уровень  тревожности и поможет выявить внутреннее состояние ребенка и его поведение.

Оценка уровня выраженности страха

Оценка уровня выраженности страха осуществляется по следующим показателям: что ребенок нарисовал, какие цвета преобладают в изображениях (черный, красный, синий либо розовый, желтый, голубой), яркость рисунков, четкость или расплывчатость контуров, нажим карандаша.
Высокий уровень страха предполагает неуверенность в себе, нерешительность, низкую самооценку, недоверчивость к окружающим, присутствие агрессии и подозрительности.
Средний уровень страха – общительность, адекватная самооценка, уверенность в себе.
Низкий уровень страха – достаточная уверенность в себе, общительность, преобладание повышенного настроения

 

Список использованной литературы:
1. Н.В. Клишевская "Детские страхи: как помочь ребенку". Минск, 2020
2. А.Н. Малахова "Про страхи". СПб.: Детство-пресс, 2023

Проективная методика А. И. Захарова «Мои страхи»