Проективная методика «Два дома» (И. Вандвик и П. Экблад)

30 августа 2024 г.

Проективная методика "Два дома" предназначена для определения круга значимого общения ребенка, особенностей взаимоотношений в семье, выявления близких друзей ребенка, его отношений с другими детьми.
Цель исследования: определить круг значимого общения ребёнка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы.
Возрастной диапазон: 4–7 лет. 
Стимульный материал: экспериментатор заранее рисует на горизонтально расположенном листе два дома: слева – ровный красный дом, а справа – неровный черный дом со съехавшей крышей.

При этом каждый дом должен состоять как минимум из пяти этажей и трех-четырех квартир – ячеек на каждом этаже.

Процедура и особенности проведения:

Исследование проводится строго индивидуально. Сначала кратко обсуждается, в каком доме живет ребенок.
Инструкция: 
«Посмотри, перед тобой два дома. Видишь (экспериментатор указывает на красный дом), этот дом построен специально для тебя. Посмотри, какой он красивый. В нем будешь жить ты. Покажи, где ты будешь жить». После того как ребенок укажет место, где он будет жить, психолог записывает его имя в эту клетку. «А кого ты хочешь взять с собой в домик? – спрашивает экспериментатор. – Ты можешь поселить кого хочешь, ведь это твой дом. Где будет находится жилец?» Экспериментатор вписывает имя жильца в указанную клетку и интересуется, кто он.
Когда ребенок поселит всех, кого хочет в красный дом, экспериментатор указывает на черный дом: «Есть еще и второй дом. Надо ведь и так кому-то жить. А кого ты поселишь в него?»

При этом говорить о том, что второй дом «черный», «плохой» или как-либо иначе его характеризовать, запрещено.

Поскольку методика носит проективный характер, предполагается, что изображение выступает в роли символа, и ребенок самостоятельно увидит, какой домик «хороший», а какой «плохой». Далее проводится аналогичная процедура со вторым домом.

Интерпретация

Традиционно результаты этой методики интерпретируются следующим образом: те, кто находится в красном домике, значимы для ребенка, а потому он либо имеет, либо хочет иметь с ними хорошие отношения; те, кто попал в черный домик, - отвергаемы. Подобный поверхностный анализ позволяет увидеть количество социальных связей и их эмоциональный характер (на основании того, сколько всего ребенок упомянул персонажей и в каком домике их больше).

Важным показателем является порядок называния персонажей – те, кого ребенок назвал первыми, более значимы для него.

Кроме того, важно проанализировать, где ребенок разместил персонажей. Встречаются рисунки, на которых и ребенок, и родители находятся в одной ячейке; или рисунки, на которых ребенок находится на самом верхнем этаже, а родители – на самом нижнем. Можно предположить, что наиболее значимые персонажи и в пространственном плане будут располагаться ближе к ребенку.

Особое внимание необходимо обратить на те случаи, когда ребенок забывает, пропускает кого-либо из членов семьи.

Только после того, как дошкольник «поселит» всех жителей в оба дома, экспериментатор может указать на пропущенного члена семьи и сказать: «Ой, а (имя пропущенного персонажа) мы забыли! Где же он (она) будет жить?» Этот вопрос необходимо задать дошкольнику, поскольку иногда, обозначая себя, он как бы подразумевает, что он находится там, например, с мамой. Кроме того, методика позволяет ввести дополнительных персонажей, если необходимо исследовать отношение к ним ребенка.

 

Методика «Два дома» (И. Вандвик и П. Экблад)