Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, чтобы поставить “точный” диагноз и тем более “приклеить ярлык”, а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку. Как правило, для воспитателей и учителей не составляет труда определить, у кого из детейповышен уровень агрессивности. Но в спорных случаях можно воспользоваться критериями определения агрессивности, которые разработаны американскими психологами М. Алворд и П. Бейкер.
Ребенок:
1. Часто теряет контроль над собой.
2. Часто спорит, ругается со взрослыми.
3. Часто отказывается выполнять правила.
4. Часто специально раздражает людей.
5. Часто винит других в своих ошибках.
6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
7. Часто завистлив, мстителен.
8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.
Предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков. Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста: психолога или врача.
Диагностическая программа «Изучение агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста»
I. Основные методики.
1) Экспертная оценка уровня агрессивного поведения детей (опрос педагога-психолога, социального педагога, педагога на группе)
2) Анкетирование родителей, педагогов (критерии выделены на основе исследований Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко)
- Цель анкеты - на основании ответов родителей выявить уровень агрессивности их ребенка.
- Критерии использования: слабая сдержанность, низкий, уровень самоконтроля.
Опросник на определение уровня тревожности у детей лучше предлагать родителям, а опросник на определение уровня агрессивности ребенка – педагогу.
3) Анкета для воспитателей «Ребёнок глазами взрослого» А.А. Романова.
- Цель анкеты: определения уровня выраженности и структуры агрессивного поведения у ребенка.
- Критерии использования: демонстрация своей силы и власти, доминирования над другими детьми;
импульсивность и непродуманность поступков.
4). Наблюдение за ребенком (на основе материалов эл. журнала "Справочник педагога-психолога ДОУ")
- Цель методики: определить, какую потребность ребёнок может удовлетворять с помощью агрессивного поведения; помочь понять, какие факторы могли спровоцировать агрессию и какие потребности ребёнок мог пытаться удовлетворить.
- Критерии использования: анализ причин агрессивного поведения ребёнка.
5). Наблюдение (критерии выделены на основе исследований Е.К. Лютовой. Т.Б. Мониной, Т.П. Смирновой)
- Цель методики: определение уровней агрессивного поведения у детей
- Критерии использования: интерпретации уровня агрессивного поведения у детей на основе их вербального и физического выражения агрессии, отношения к окружающим и эмоциональных проявлений.