Выявление агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

1 марта 2025 г.

           Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, чтобы поставить “точный” диагноз и тем более “приклеить ярлык”, а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку. Как правило, для воспитателей и учителей не составляет труда определить, у кого из детейповышен уровень агрессивности. Но в спорных случаях можно воспользоваться критериями определения агрессивности, которые разработаны американскими психологами М. Алворд и П. Бейкер.
Ребенок:
1. Часто теряет контроль над собой.
2. Часто спорит, ругается со взрослыми.
3. Часто отказывается выполнять правила.
4. Часто специально раздражает людей.
5. Часто винит других в своих ошибках.
6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
7. Часто завистлив, мстителен.
8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков. Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста: психолога или врача.

Диагностическая программа «Изучение агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста»

I. Основные методики.​

1) Экспертная оценка уровня агрессивного поведения детей (опрос педагога-психолога, социального педагога, педагога на группе)

2) Анкетирование родителей, педагогов (критерии выделены на основе исследований Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко)

  • Цель анкеты - на основании ответов родителей выявить уровень агрессивности их ребенка.
  • Критерии использования: слабая сдержанность, низкий, уровень самоконтроля.

Опросник на определение уровня тревожности у детей лучше предлагать родителям, а опросник на определение уровня агрессивности ребенка – педагогу.

3) Анкета для воспитателей «Ребёнок глазами взрослого» А.А. Романова.

  • Цель анкеты: определения уровня выраженности и структуры агрессивного поведения у ребенка.
  • Критерии использования: демонстрация своей силы и власти, доминирования над другими детьми; 

    импульсивность и непродуманность поступков.

4). Наблюдение за ребенком (на основе материалов эл. журнала "Справочник педагога-психолога ДОУ")

  • Цель методики: определить, какую потребность ребёнок может удовлетворять с помощью агрессивного поведения; помочь понять, какие факторы могли спровоцировать агрессию и какие потребности ребёнок мог пытаться удовлетворить.
  • Критерии использования: анализ причин агрессивного поведения ребёнка. 

5). Наблюдение (критерии выделены на основе исследований Е.К. Лютовой. Т.Б. Мониной, Т.П. Смирновой)

  • Цель методики: определение уровней агрессивного поведения у детей
  • Критерии использования: интерпретации уровня агрессивного поведения у детей на основе их вербального и физического выражения агрессии, отношения к окружающим и эмоциональных проявлений.

6).  Графическая методика «Кактус» (М.А. Панфиловой)

  • Цель методики - определить уровни агрессивности и состояние эмоциональной сферы ребенка старшего дошкольного возраста.
  • Критерии использования: демонстрация своей силы и власти, доминирования над другими детьми

II. Дополнительные методики​

7). Методика «Секрет» (Т.И. Репина, модифицирована Т.В. Антоновой)

  • Цель: выявление положения (социометрического статуса) ребенка в группе детского сада, его отношения к детям, а также представления об отношении сверстников к нему; степени доброжелательности детей друг к другу, их эмоционального благополучия.
  • Критерии использования: представление об уровне благополучия взаимоотношений в группе.

Уважаемые коллеги и посетители моего сайта!
Буду очень признательна за Ваши комментарии, пожелания, отзывы о работе или любую другую обратную связь.


Список литературы:

  1. Велиева С.В. "Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста"
  2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. "Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми"