Проективная методика "Кактус" (М.А. Панфиловой)

30 декабря 2024 г.

Методика «Кактус» представляет собой проективный рисуночный тест, который позволяет выявить состояние эмоциональной сферы ребенка, наличие агрессивности, ее направленность и интенсивность. Автором методики является психолог М. А. Панфилова.
Цель методики — исследование эмоционально-личностной сферы ребенка, выявление наличия агрессии и ее направленности.
Возрастной диапазон — дети старше 3 лет.

Процедура и особенность проведения

Прежде, чем приступить к проведению методики педагог-психолог обращается к ребенку и объясняет ему суть работы.  Только после того как специалист убедился, что ребенок верно понял задание, можно приступать к рисованию. В том случае, если ребенок ни разу не видел кактус, то предварительно педагогу-психологу необходимо рассказать о существовании такого цветка с колючками, где и как он произрастает.
В процессе рисования педагог-психолог не вмешивается в работу ребенка, цвета и карандаши он выбирает самостоятельно. Нельзя подсказывать или поправлять ребенка. Допускается использование любых цветов и в любом сочетании.

Инструкция: педагог-психолог дают ребенку лист бумаги форматом А4 и цветные карандаши и просит нарисовать кактус таким, каким он его представляет

Обработка и интерпретация результатов

После того как ребенок закончил рисовать, педагог задает ребенку дополнительные вопросы, в рамках методики. Вопросы необходимы для того чтобы получить максимально полную картину. Дополнительные вопросы по методике «Кактус» М.А. Панфиловой:

  • Кактус домашний или дикий?
  • Кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряют?
  • Он сильно колется?
  • Его можно потрогать?
  • Кактус растет один или с каким-то растением по соседству?
  • Если растет с соседом, то, какое это растение?
  • Когда кактус вырастет, что в нем изменится?

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

  • пространственное положение;
  • размер рисунка;
  • характеристики линий;
  • сила нажима на карандаш;
  • цветовая гамма.

Колючки у кактуса. Колючки являются символ агрессивности. Чем крупнее, чаще и острее изображенные иголки, тем выше уровень агрессивности у ребенка. Об этом также свидетельствует описание кактуса как очень колючего, который не допускает прикосновений. Если иголки на кактусе неострые — слишком тоненькие, короткие, напоминающие скорее пух, чем защитные иголки, то можно предполагать наличие у испытуемого трудностей с прямым проявлением агрессии. То есть ребенок испытывает агрессию, но выражать ее не умеет.

Наличие горшка у кактуса.  Горшок, в котором растет кактус, символизирует опеку в детско-родительских отношениях. Кактус, изображенный без горшка, растущим в дикой природе, свидетельствует о переживании одиночества в отношениях с близкими, нехватке опеки и домашнего тепла. Кактусы в огромных горшках — гиперопекаемые дети. Адекватное, приближенное к бытовому соотношение размеров горшка и кактуса указывает на соответствующий потребностям и особенностям ребенка уровень родительской опеки. Множество деталей на горшке выдает тревожность, связанную со способами проявления заботы в семье. Цвет горшка сигнализирует о детских чувствах, испытываемых в отношениях с родителями.

Размер кактуса. Размер кактуса указывает на представление ребенка о собственной значимости, его самоценность. Изображение крупного кактуса от 1/2 до 2/3 листа свойственно уверенным детям с благополучным самоотношением и является нормальным. Кактусы более 2/3 листа, во весь лист и даже не поместившиеся целиком на листе указывают на стремление ребенка доминировать. Также они характерны для агрессивных детей и детей, которые находятся в отношениях острой сиблинговой конкуренции. Это общая закономерность анализа детского рисунка: чем крупнее рисунок, тем сильнее выражено у испытуемого стремление к лидерству и доминированию. Если кактус маленький, находится внизу листа, то это может говорить о зависимости и неуверенности в себе, низкой самооценке.

Дополнительные детали. Цветы и отростки на кактусе, декорированный узором горшок указывают на демонстративность ребенка.

Линии. Преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, исправления говорят о тревожности. Отрывистые линии, сильный нажим – об импульсивности ребенка. О скрытности и осторожности ребёнка могут говорить линии в виде зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Цвета. Использование ярких цветов – говорит об оптимизме ребенка, а темных о тревоге. Одноцветные рисунки — показатель «страха самопредъявления», т. е. ребенок не хочет показывать истинные мысли и чувства.

Ответы на вопросы, которые задает психолог в ходе проведения диагностики также подлежат интерпретации и дают дополнительные сведения о ребенке.

Он сильно колется? Его можно потрогать? Ответы на эти вопросы показывают, насколько ребенок доступен для контакта. Чем сложнее прикоснуться к кактусу, тем труднее доступ к взаимодействию с ребенком, тем более естественным и безопасным для себя он считает дистанцирование от окружающих. Бывают такие ответы, когда ребенок разрешает потрогать себя какому-то одному определенному человеку – это говорит о том, что ребенок готов к доверительному контакту только с этим человеком. Если кактус никому нельзя трогать это может говорить о том,что ребенок переживает отсутствие интереса окружающих к его жизни, испытывает чувство заброшенности.

Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Соседи кактуса — значимые близкие люди, чаще всего — сиблинги. Описание соседей может дать информацию об отношении ребенка к членам семьи: чувствует ли он сходство с ними — кактус и соседи похожи; дают ли они ему что-то положительное — общаются, не дают скучать, защищают от чего-то; наносят ли они ему вред — отвлекают от него внимание ухаживающего человека, загораживают от солнца, обижают.

Когда кактус вырастет, что в нем изменится? Ответ на этот вопрос отражает представления ребенка о своем будущем. Нормальным, благополучным вариантом считается представление о прогрессе: кактус станет больше, сильнее, расцветет; у него могут появиться друзья или детеныши, улучшится среда обитания и т. п. Ответ, который содержит частично или полностью негативный прогноз — кактус погибнет, заболеет, останется один и т. п., — говорит о более или менее выраженном катастрофическом видении собственных жизненных обстоятельств и предстоящих изменений. С таким ребенком необходимо провести дополнительную работу.

Кактус домашний или дикий? Кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряю? Ответы на эти вопросы дают информацию о том, как ребенок воспринимает детско-родительские отношения. Домашний кактус изображают дети, осознающие свою включенность в семью и заботу взрослых о себе. Дикие кактусы рисуют те, кто не чувствует достаточной адекватной возрасту опеки и заботы.

 

Мальчик, 7 лет со статусом ОВЗ (ЗПР).

Девочка, 7 лет со статусом ОВЗ (ЗПР)

Список использованной литературы:
1. М. Панфилова "Графическая методика "Кактус" // Журнал "Обруч" - 2000. - № 5. - с. 12-13.