Подсчитывают число общих и взаимных выборов, количество детей, попавших в группы «звезд», «предпочитаемых», «пренебрегаемых», «изолированных», и уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) в группе.
Взаимный выбор определяется следующим образом. Анализируется, кого выбрал данный ребенок и соотносится с тем, выбрали его эти дети. Например: Петя Б. выбрал Сашу А., а Саша А. выбрал Петю Б. Следовательно, их выбор является взаимным.
По итоговому количеству выборов каждого ребенка определяют статусное положение каждого и распределяют детей по условным статусным категориям:
- I - «Звезды» - 5 и более выборов;
- II - «Предпочитаемые» - 3-4 выбора;
- III - «Пренебрегаемые» - 1-2 выбора;
- Группа детей «Изолированные» - не получившие ни одного выбора.
Далее определяют уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) в группе: соотносятся число членов группы, находившийся в благоприятных статусных категориях (I-II), с числом членов в группы, оказавшихся в неблагоприятных группах (III-IV).
Определить УБВ:
- высокий (I+ II) больше (III+IV);
- средний (I+ II) равно (III+IV) или при незначительном расхождении;
- низкий (I+ II) меньше (III+IV) .
Важным показателем УБВ является «индекс изолированности», т. е процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории (он не должен превышать 20 % процентов). Эмоциональное благополучие или самочувствие детей в системе личных взаимоотношений зависит и от числа взаимных выборов. Поэтому определяют коэффициент взаимности (КВ):
КВ = (Р1/Р)*100%,
где Р1 - число взаимных выборов; Р – общее число выборов, сланных в эксперименте.
На основании определения статуса каждого члена группы делают вывод о наличии микрогруппы в коллективе. (КВ ниже 20% рассматривается как отрицательный показатель). Анализируют критерии положительных и отрицательных выборов.
После того, как все подарки разложены, взрослый задает ребенку вопросы: "Есть в вашей группе такие дети, которым тебе совсем не хочется дарить? Почему? Как ты думаешь, кто из детей тебе подарит? Почему? А кто из детей не захочет тебе дарить? Почему?". Ответы фиксируются в протоколе.
По окончании эксперимента взрослый благодарит ребенка и просит его хранить секрет. Чтобы исключить возможность сговора, ребенка провожают в другое помещение. Когда все дети группы сделают свой выбор, педагог-психолог выявляет детей, которые ничего не получили, и кладет им 1 или 2 картинки, а затем приглашает всех в раздевалку, чтобы получить подарки от сверстников. При этом желательно регистрировать поведение и высказывания детей.