Методика «Секрет» (Т.И. Репина, модифицирована Т.В. Антоновой)

30 декабря 2024 г.

Положение ребенка в группе и отношение к нему сверстников обычно выясняют социометрическими методами, адаптированными для дошкольного возраста. С этой целью используется социометрическая игра «Секрет», автором которой является Т.А.Репина.
Цель: выявление положения (социометрического статуса) ребенка в группе детского сада, его отношения к детям, а также представления об отношении сверстников к нему; степени доброжелательности детей друг к другу, их эмоционального благополучия.

Процедура проведения и ее особенность

Для исследования подготавливаются красочные картинки, открытки разной степени привлекательности и разного размера (большая, средняя, маленькая). 
Психолог находится в комнате, где размещаются шкафчики для детской одежды. Психолог дает ребенку три картинки и спрашивает, какая из них нравится ему больше всего. Затем взрослый выясняет, какая из двух оставшихся картинок нравится ребенку больше всего. Психолог просит ребенка на минутку вернуть картинки и на обратной стороне каждой из них рядом с номером ребенка по групповому списку ставит условное обозначение: А (первый выбор), Б (второй выбор), В (третий выбор).
Инструкция: педагог-психолог предлагает ребенку поиграть в игру «Секрет»: «Сейчас я дам тебе три картинки, и ты можешь их подарить тем детям, которым захочешь, только каждому по одной. Можно положить картинки и тем ребятам, которые болеют». Последнее говорится как бы скороговоркой, чтобы дети не воспринимали это положение как обязательное.

После выбора ребенком детей, его  спрашивают «Почему ты решил отдать самый большой и красивый секрет…..(называется имя)? Почему ты решил отдать средний   секрет…..(называется имя)? Почему ты решил отдать самый маленький секрет…..(называется имя)?  А кому бы ты никогда не доверил свой секрет».

Обработка данных

Подсчитывают число общих и взаимных выборов, количество детей, попавших в группы «звезд», «предпочитаемых», «пренебрегаемых», «изолированных», и уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) в группе.

Взаимный выбор определяется следующим образом. Анализируется, кого выбрал данный ребенок и соотносится с тем, выбрали его эти дети. Например: Петя Б. выбрал Сашу А., а Саша А. выбрал Петю Б. Следовательно, их выбор является взаимным.

 По итоговому количеству выборов каждого ребенка определяют статусное положение каждого и распределяют детей по условным статусным категориям:

  • I  - «Звезды» - 5 и более выборов;
  • II - «Предпочитаемые» - 3-4 выбора;
  • III - «Пренебрегаемые» - 1-2 выбора;
  • Группа детей «Изолированные» - не получившие ни одного выбора.

Далее определяют уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) в группе: соотносятся число членов группы, находившийся в благоприятных статусных категориях (I-II), с числом членов в группы, оказавшихся в неблагоприятных группах (III-IV).

 Определить УБВ:

  • высокий (I+ II) больше (III+IV);
  • средний (I+ II) равно (III+IV) или при незначительном расхождении;
  • низкий (I+ II) меньше (III+IV) .

Важным показателем УБВ является «индекс изолированности», т. е процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории (он не должен превышать 20 % процентов). Эмоциональное благополучие или самочувствие детей в системе личных взаимоотношений зависит и от числа взаимных выборов. Поэтому определяют коэффициент взаимности (КВ):

КВ = (Р1/Р)*100%,

где Р1 - число взаимных выборов;  Р – общее число выборов, сланных в эксперименте.

На основании определения статуса каждого члена группы делают вывод о наличии микрогруппы в коллективе. (КВ ниже 20% рассматривается как отрицательный показатель). Анализируют критерии положительных и отрицательных выборов.
После того, как все подарки разложены, взрослый задает ребенку вопросы: "Есть в вашей группе такие дети, которым тебе совсем не хочется дарить? Почему? Как ты думаешь, кто из детей тебе подарит? Почему? А кто из детей не захочет тебе дарить? Почему?". Ответы фиксируются в протоколе.
По окончании эксперимента взрослый благодарит ребенка и просит его хранить секрет. Чтобы исключить возможность сговора, ребенка провожают в другое помещение. Когда все дети группы сделают свой выбор, педагог-психолог выявляет детей, которые ничего не получили, и кладет им 1 или 2 картинки, а затем приглашает всех в раздевалку, чтобы получить подарки от сверстников. При этом желательно регистрировать поведение и высказывания детей.