Коррекционно-развивающая деятельность педагога-психолога с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является значимым направлением его профессиональной работы. Одним из эффективных методических инструментов в этой области выступают рабочие листы, разработанные в соответствии с комплексно-тематическим планированием. Такой подход обеспечивает логическую последовательность материалов и взаимосвязь между заданиями, что способствует созданию целостной системы обучения и развития ребенка. Рабочие листы способствуют структурированию коррекционно-развивающего процесса, делая его более наглядным и доступным.
Преимущества использования рабочих листов
-
Рабочие листы содержат визуальные рисунки, подсказки, которые помогают детям лучше понять задание и выполнить его.
-
Задания на рабочих листах разбиты на небольшие шаги, что облегчает детям с ОВЗ процесс выполнения.
-
Рабочие листы можно адаптировать под индивидуальные потребности каждого ребёнка, изменяя сложность заданий, объём и темп работы.
-
Рабочие листы включают различные виды заданий: на развитие внимания, памяти, мышления, моторики и т. д.
-
Рабочие листы выполнены в черно-белых цветах, что позволяет сэкономить на цветной краске принтера. На каждую тему комплектно-тематического планирования предусмотрены два листа, которые можно распечатать с двух сторон, что сокращает расход бумаги.
-
Каждый рабочий лист содержит от 2 до 4 заданий, чтобы не перегружать внимание детей с ОВЗ, так как их способность к длительной концентрации может быть ограничена.
-
Педагоги групп и родители воспитанников также могут легко использовать рабочие листы для занятий с детьми в индивидуальной работе или дома, так как они просты и понятны.
Задачи коррекционно-развивающей работы с использованием рабочих листов
-
Развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия).
-
Формирование навыков учебной деятельности.
-
Развитие моторики и координации движений.
-
Коррекция эмоционально-волевой сферы.
-
Социализация и адаптация в обществе.
Как организовать работу с использованием рабочих листов
1. Установите доверительный контакт с ребенком, проявите доброжелательность и внимание. Используйте карточки приветствия для создания позитивной атмосферы и повышения вовлеченности.
2. Предложите детям простые и понятные задания для активизации внимания, например, узнавание и называние знакомых предметов. Это может быть поиск конкретного предмета среди множества или работа с иллюстрациями.
3. Привлеките внимание ребенка к изображениям на рабочем листе с помощью творческих заданий. Специалист должен объяснять и, при необходимости, демонстрировать выполнение заданий. Обеспечьте оптимальный темп работы и делайте паузы для отдыха, если это требуется.
4. Включите в структуру занятия физкультминутку или динамическую паузу. Это могут быть физические упражнения, дыхательная гимнастика или пальчиковые игры. После паузы продолжите работу с рабочим листом.


