Новости

Применение рабочих листов для коррекционно-развивающих занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Коррекционно-развивающая деятельность педагога-психолога с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является значимым направлением его профессиональной работы. Одним из эффективных методических инструментов в этой области выступают рабочие листы, разработанные в соответствии с комплексно-тематическим планированием. Такой подход обеспечивает логическую последовательность материалов и взаимосвязь между заданиями, что способствует созданию целостной системы обучения и развития ребенка. Рабочие листы способствуют структурированию коррекционно-развивающего процесса, делая его более наглядным и доступным.

Преимущества использования рабочих листов

  1. Рабочие листы содержат визуальные рисунки, подсказки, которые помогают детям лучше понять задание и выполнить его.

  2. Задания на рабочих листах разбиты на небольшие шаги, что облегчает детям с ОВЗ процесс выполнения.

  3. Рабочие листы можно адаптировать под индивидуальные потребности каждого ребёнка, изменяя сложность заданий, объём и темп работы.

  4. Рабочие листы включают различные виды заданий: на развитие внимания, памяти, мышления, моторики и т. д.

  5. Рабочие листы выполнены в черно-белых цветах, что позволяет сэкономить на цветной краске принтера. На каждую тему комплектно-тематического планирования предусмотрены два листа, которые можно распечатать с двух сторон, что сокращает расход бумаги.

  6. Каждый рабочий лист содержит от 2 до 4 заданий, чтобы не перегружать внимание детей с ОВЗ, так как их способность к длительной концентрации может быть ограничена.

  7. Педагоги групп и родители воспитанников также могут легко использовать рабочие листы для занятий с детьми в индивидуальной работе или дома, так как они просты и понятны.

Задачи коррекционно-развивающей работы с использованием рабочих листов

  • Развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия).

  • Формирование навыков учебной деятельности.

  • Развитие моторики и координации движений.

  • Коррекция эмоционально-волевой сферы.

  • Социализация и адаптация в обществе.

Как организовать работу с использованием рабочих листов

1. Установите доверительный контакт с ребенком, проявите доброжелательность и внимание. Используйте карточки приветствия для создания позитивной атмосферы и повышения вовлеченности.

2. Предложите детям простые и понятные задания для активизации внимания, например, узнавание и называние знакомых предметов. Это может быть поиск конкретного предмета среди множества или работа с иллюстрациями.

3. Привлеките внимание ребенка к изображениям на рабочем листе с помощью творческих заданий. Специалист должен объяснять и, при необходимости, демонстрировать выполнение заданий. Обеспечьте оптимальный темп работы и делайте паузы для отдыха, если это требуется.

4. Включите в структуру занятия физкультминутку или динамическую паузу. Это могут быть физические упражнения, дыхательная гимнастика или пальчиковые игры. После паузы продолжите работу с рабочим листом.

Рабочие листы для развития познавательных процессов

5. В заключительной части занятия подведите итоги и обсудите результаты. Дайте ребенку обратную связь, отметьте его успехи и помогите проанализировать ошибки. Для самостоятельной оценки своей работы предложите ребенку заполнить листок рефлексии.

Вас может заинтересовать

Игра «Хлоп, топ, кар», как средство развития когнитивных и моторных навыков у детей с ОВЗ
26 апреля 2025 г.
Игра "Хлоп, топ, кар" предназначена для работы с детьми, в том числе для детей с ОВЗ, помогает улучшить внимание, зрительную память, координацию движений и интеграцию зрительного и моторного восприятия.
Развивающие возможности дидактической игры «Веселое домино» для детей с ОВЗ
13 марта 2025 г.
Настольно-печатная дидактическая игра "Веселое домино" помогает детям понять и принять условия, научиться оценивать свои действия и окружающих, ощутить себя частью коллектива, развивает, память, внимание, самооценку, самоконтроль, самостоятельность
Использование дидактических игр для развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста
15 февраля 2025 г.
Дидактические игры для развития пространственных представлений у детей помогут научиться понимать пространственные отношения между объектами и развивать внимание, память, логическое мышление и координацию.