Использование дидактических игр для развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста

15 февраля 2025 г.

Одним из важных аспектов развития ребёнка является формирование пространственных представлений. Они необходимы для успешной адаптации в окружающем мире, обучения в школе и дальнейшей жизни. Пространственные представления включают в себя ориентацию в пространстве, понимание пространственных отношений между объектами и умение ориентироваться на плоскости.
Предлагаемые нами дидактические игры помогут детям лучше понять пространственные отношения между объектами, научиться ориентироваться в пространстве и развить необходимые навыки для успешного обучения в школе. 
Основной целью использования дидактических игр для развития пространственных представлений является формирование у детей следующих навыков:

  • Ориентация в пространстве.
  • Понимание пространственных отношений между объектами.
  • Развитие внимания, памяти, логического мышления и координации.

Предлагаем вам примеры игр, направленных на формирование представлений о сторонах (влево-вправо), направлениях (вверх-вниз) и их сочетаниях. Игры могут быть использованы как в домашних условиях, так и в детских садах.

1. «Соотнеси по стороне»
Цель:
развитие внимания, координации и скорости реакции.
Описание: перед ребёнком выкладывают карточки с изображением предметов, которые находятся справа или слева. Задача ребёнка — распределить эти предметы по соответствующим сторонам.
2. «Кто быстрее?»
Цель:
развитие внимания, координации и скорости реакции.
Содержание: перед детьми раскладывают карточки с изображениями различных предметов, которые могут указывать на разные стороны: справа, слева, вверх и вниз. Педагог предлагает каждому ребёнку выбрать свою задачу: одному — собрать как можно быстрее карточки с предметами, которые указывают только направо, другому — только налево, третьему — только вверх, а четвёртому — только вниз. Побеждает тот, кто справится с заданием быстрее всех.
3. «Соотнеси по направлению»
Цель:
развитие внимания, координации и скорости реакции.
Описание: перед ребёнком выкладывают карточки с изображением предметов, которые находятся в разных направлениях: вверх, вниз, вправо, влево. Задача ребёнка — распределить эти предметы по соответствующим направлениям.
4. «Распредели по направлениям»
Цель:
развитие внимания, памяти и логического мышления.
Описание: ребёнку показывают карточки с изображениями предметов, которые находятся в разных направлениях. Задача ребёнка — запомнить, какие предметы находятся в каких направлениях, и затем распределить их по соответствующим направлениям на чистом листе бумаги.
5. «Собери цепочку»
Цель:
развитие внимания, памяти и логического мышления.
Описание: перед ребёнком выкладывают карточки с изображениями предметов, которые находятся в разных направлениях. Задача ребёнка — собрать из этих карточек цепочку, соблюдая определённые правила. Например, можно собрать цепочку, в которой предметы будут чередоваться по направлению, или цепочку только одного направления, или цепочку по заданной задаче (2 вверх+1 вниз+2 вверх и т.д.)
6. «Запомни и повтори»
Цель:
развитие внимания, памяти и координации.
Описание: ребёнку показывают карточку с изображением предметов, которые находятся в разных направлениях. Ребёнок должен запомнить, какие предметы и в каких направлениях находятся, и затем повторить эту последовательность, используя другие карточки.

7. «Что изменилось?»
Цель: развитие внимания, памяти и координации.
Описание: перед ребёнком выкладывают карточки с изображением предметов, находящиеся в разных направлениях и в определенном порядке. Ребёнок должен запомнить этот порядок, а затем закрыть глаза или отвернуться. В это время взрослый меняет местами. Задача ребёнка — определить, что изменилось.
8. «Найди пару»
Цель: развитие внимания, памяти и логического мышления.
Описание: ребёнку показывают карточки с изображениями предметов, которые находятся в разных направлениях и цветах. Задача ребёнка — найти пары предметов, которые находятся в одном направлении и имеют одинаковый цвет. Например, найти две зелёные карточки, которые указывают налево.
9. «Найди лишнее»
Цель: развитие внимания, логического мышления и координации.
Описание: ребёнку показывают карточки с изображением предметов, которые находятся в разных направлениях. Задача ребёнка — найти лишний предмет, который не соответствует остальным.