Новости

Комплексное сопровождение агрессивного ребенка​

3 марта 2025 г.

Основные направления комплексного сопровождения агрессивного ребенка​

Как вы думаете, почему дети дерутся, кусаются и толкаются, а иногда в ответ на какое-либо, даже доброжелательное, обращение "взрываются" и бушуют? Причин такого поведения может быть много. Но часто дети поступают именно так потому, что не знают, как поступить иначе. К сожалению, их поведенческий репертуар довольно скуден, и если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение, и наше общение с ними станет более эффективным и приятным для обеих сторон. Этот совет (предоставление выбора способа взаимодействия) особенно актуален, когда речь идет об агрессивных детях.
 

Работа с данной категорией детей должна проводиться в трех направлениях:
1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.
2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.
3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.

Работа с гневом

        Что такое гнев? Это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. К сожалению, в нашей культуре принято считать, что проявление гнева — недостойная реакция. Уже в детском возрасте нам внушают эту мысль взрослые — родители, бабушки, дедушки, педагоги. Однако психологи не рекомендуют каждый раз сдерживать эту эмоцию, поскольку таким образом мы можем стать своеобразной «копилкой гнева». Кроме того, загнав гнев внутрь, человек, скорее всего, рано или поздно все же почувствует необходимость выплеснуть его. Но уже не на того, кто вызвал это чувство, а на «подвернувшегося под руку» или на того, кто слабее и не сможет дать отпор.
Даже если мы очень постараемся и не поддадимся соблазнительному способу «извержения» гнева, наша «копилка», пополняясь день ото дня новыми негативными эмоциями, в один прекрасный день все же может «лопнуть». Причем не обязательно это завершится истерикой и криками. 

1. Упражнение «Мешочек для криков»
Цель: помочь детям выразить свой гнев в безопасной и конструктивной форме.
Описание: для игры потребуется прочный мешок или коробка с широким отверстием. Объясните детям, что это специальный мешочек для криков. Когда они чувствуют, что хотят закричать от гнева или раздражения, они могут положить в него свои эмоции. Для этого нужно подойти к мешочку и покричать внутрь него, представляя, как все негативные чувства уходят внутрь. После игры мешочек можно вынести на улицу и вытряхнуть его содержимое.

2. Упражнение «Нарисуй свой гнев»
Цель: дать детям возможность выразить свой гнев на бумаге.
Описание: предложите детям нарисовать свой гнев на листе бумаги. Пусть они выразят свои чувства красками, карандашами или фломастерами. После того как рисунок будет готов, обсудите с детьми, что они чувствуют, глядя на него. Спросите, что они хотели бы изменить или убрать с рисунка.

3. Упражнение «Подушка для битья»
Цель: ещё один безопасный способ выразить гнев.
Описание: предложите детям использовать специальную подушку для битья. Они могут бить её руками, ногами или даже головой, пока не почувствуют облегчение. Важно объяснить детям, что бить людей нельзя, но можно использовать подушку для этого.

4. Игра «Обзывалки» (Кряжева Н.Л., 1997)
Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.
Описание: Скажите детям следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, ..., морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты, ..., солнышко!» Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.

5. Игра «Два барана» (Кряжева Н.Л., 1997)
Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.
Описание: Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки «Бе-е-е». Необходимо соблюдать «технику безопасности», внимательно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.

6. Игра «Доброе животное» (Кряжева Н.Л., 1997)
Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Описание: Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох — 2 шага назад. Вдох — 2 шага вперед. Выдох — 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

7. Упражнение «Листочек гнева»
Цель: выплеск гнева, эмоциональная разрядка.
Описание: Стоит предложить разные способы выражения своих негативных эмоций: можно комкать, рвать, кусать, топтать, пинать листок гнева до тех пор, пока ребенок не почувствует, что это чувство уменьшилось и теперь он легко с ним справится. После этого попросите мальчика или девочку окончательно справиться со своим гневом, собрав все кусочки «гневного листа» и выбросив их. Как правило, в процессе работы дети перестают злиться и эта игра начинает их веселить, так что заканчивают ее обычно в хорошем настроении.

Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций

        Следующим очень ответственным и не менее важным направлением является обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций. Далеко не всегда агрессивный ребенок признается, что он агрессивен. Более того, в глубине души он уверен в обратном: это все вокруг агрессивны. К сожалению, такие дети не всегда могут адекватно оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих. Как уже отмечалось выше, эмоциональный мир агрессивных детей очень скуден. Они с трудом могут назвать всего лишь несколько основных эмоциональных состояний, а о существовании других (или их оттенков) они даже не предполагают. Нетрудно догадаться, что в этом случае детям сложно распознать свои и чужие эмоции.

1. Настольно-печатные дидактические игры, направленные на развитие эмоционального интеллекта

Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию

       Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии. Эмпатия — это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессивных же детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать «жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее. Поэтому так важна работа педагога по развитию у ребенка чувства эмпатии.

1. Игра «Злой и добрый гном»
Цель: научить детей распознавать и выражать разные эмоции.
Описание: воспитатель рассказывает детям историю о двух гномах — злом и добром. Дети должны изобразить злого гнома, когда слышат плохие слова или истории, и доброго, когда слышат хорошие. Можно использовать карточки с разными ситуациями или просто описывать их словами.

2. Игра «Тучка и солнышко»
Цель: помочь детям научиться выражать радость и грусть.
Описание: воспитатель рассказывает детям историю о тучке и солнышке, которые могут появляться на небе в зависимости от того, какие события происходят в их жизни. Дети должны изобразить тучку, когда слышат грустную историю, и солнышко, когда слышат радостную. Можно использовать карточки с разными ситуациями или просто описывать их словами.

3. Игра «Злой мышонок»
Цель: научить детей распознавать и управлять гневом.
Описание: воспитатель рассказывает детям историю о злом мышонке, который постоянно злится на других животных. Дети должны изобразить злого мышонка, когда слышат истории о конфликтах или ссорах. Затем они должны придумать, как мышонок мог бы помириться с другими животными.

4. Игра «Ссора друзей»
Цель: научить детей разрешать конфликты и выражать свои чувства.
Описание: воспитатель рассказывает детям историю о двух друзьях, которые поссорились. Дети должны разыграть сценку, в которой один из друзей пытается помириться с другим. Затем они должны обсудить, как можно помириться с другом после ссоры.

Стратегии работы​ с детьми с признаками агрессии

1 причина: нарушение детско-родительских отношений. ​
- Обучение родителей и детей позитивным способам взаимоотношения друг с другом. ​
- Рекомендации педагогам и родителям по оптимизации общения с агрессивным ребенком.
- Игры с детьми «Мир наоборот», «Тигр на охоте», «Мамин помощник» и др. ​

2 причина: ​нарушение взаимоотношений со сверстниками. ​
- Обучение ребенка выражению гнева в приемлемой форме; обучение способам управления собственным гневом. ​
- Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемных ситуациях со сверстниками; формирование игровых навыков. ​
- Формирование у ребенка эмпатии, доверия по отношению ко взрослым и сверстникам. ​
- Формирование коммуникативных умений. ​
- Игры с детьми «Уходи, злость, уходи», «Спаси птенца», «Врасти в землю», «Строим вместе», «Обзывалки» и др. ​

3 причина: ​социально-информационные факторы. ​
- Обучение родителей информационному взаимодействию с ребенком. ​
- Формирование у ребенка гуманного отношения к игрушке;
- Формирование реалистичного отношения к «экранным героям»;
- Игры с детьми «Сломанная кукла», «Сказка» и др. ​

4 причина: ​личностные особенности ребенка, ситуационные факторы. ​
- Формирование у ребенка уверенности в себе, в собственной безопасности; снижение уровня личностной тревожности. ​
- Развитие у ребенка позитивной самооценки. ​
- Обучение ребенка распознавать и контролировать свои эмоции. ​
- Игры с детьми «Послушай тишину», «Кораблик», «Ты — лев», «Хвасталки» и др. ​

1. Игра "Мир наоборот". Эта игра помогает детям и родителям научиться смотреть на мир глазами друг друга, понимать и принимать чужую точку зрения. Для игры понадобится большой лист бумаги или доска, на которой будут нарисованы контуры различных предметов и явлений (солнце, дом, машина, цветок и т.д.), но все они будут изображены в обратном порядке (например, солнце будет нарисовано в виде треугольника с лучами, направленными вниз). Дети и родители должны по очереди подходить к листу и говорить, что они видят на нём, но при этом говорить наоборот (например, «Я вижу огромный зелёный круг вместо солнца»).

2. Игра "Тигр на охоте". Взрослый участник играет роль тигра, а маленькие дети – это тигрята. Тигрята становятся за тигром, и задача тигра обучить малышей охоте. Дети повторяют движения за большим тигром, но не выскакивают вперед, так как могут получить шлепок. Большой тигр медленно переставляет свою ногу вперед, становясь с пятки на носок, вытягивает вперед одну из своих когтистых лап, далее тигр выставляет вперед свою вторую ногу и вторую лапу. Затем тигр прижимает голову, немного выгибает спину и начинает медленно и с большой осторожностью приближаться к своей добыче. Нужно сделать несколько таких движений, сгруппироваться, прижать к груди лапу и голову и присесть, чтобы приготовиться к последнему прыжку. В финале тигр прыгает вперед к добыче с громким кличем «Ха!», и тигрята все повторяют одновременно с вожаком.

3. Игра "Минута шалости". Взрослый участник согласно сигналу (удар в бубен или свисток) предлагает детям начать шалить. Малыши делают все, что захотят – начинают прыгать, бегать и кувыркаться. Спустя 1-3 мин ведущий по повторному сигналу объявляет, что шалости закончились.

​​​​​4. Игра "Мячик". Агрессивные дети часто имеют недоверие к окружающим, и при этом у них наблюдается сниженное самоуважение, поэтому для них данное упражнение будет очень полезным. Суть упражнения заключается в следующем: ребенок должен сесть на корточки и прижать голову к коленям. Взрослый старается «слепить» из ребенка мячик и поглаживает его с разных сторон. Если малыш маленький, то «мячик» можно несколько раз приподнять. Если взрослых двое, то «мячик» можно поперекидывать.

5. Игра "Ласковые лапки". Суть заключается в следующем: взрослый человек берет 5-7 предметов с различной фактурой (это может быть кусочек меха, кисточка, стеклянный флакон, вата и др.). Все предметы нужно разложить на столе. Ребенку нужно оголить руки по локоть, при этом педагог должен объяснить, что по рукам у ребенка будет ходить зверек и трогать его ласковыми лапками. Ребенок должен закрыть глаза и угадывать, какой «зверек» касается его ласковыми лапками. Ребенок должен угадать предмет. Важно отметить, что прикосновения должны быть поглаживающие и приятные.

6. Игра "Детский футбол". Вместо мячика у детей подушка. Нужно разбить малышей на 2 группы, а взрослый участник будет судьей. В игре можно использовать как руки, так и ноги. Подушку можно пинать, кидаться ей и даже отнимать. Задача двух команд – забить гол в ворота. Важно отметить, что взрослый должен следить за правилами, нельзя махать руками и ногами, если у ребенка нет подушки. Те, кто нарушает правила, удаляются с поля.

7. Игра "Падающая башня". Нужно построить из подушек высокую башню. Задачей каждого участника является - штурмом запрыгнуть на башню и издать победный крик «А-а-а», «Ура!» и другие. Победителем будет тот, кто запрыгнет на башню, но не разрушит ее стены.

8. Игра "Тух-тиби-дух" (Фопель К., 1998). “Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: “Тух-тиби-дух”. Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово. Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами. В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово “Тух-тиби-дух” сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

9. Игра "Прогулка с компасом" (Коротаева Е.В., 1997). Группа разбивается на пары, где есть ведомый (“турист”) и ведущий (“компас”). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом “турист” не может общаться с “компасом” на вербальном уровне (не может разговаривать с ним). Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий — других туристов с компасами. После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера.

10. Игра "Зайчики" (Бордиер Г. Л. и др., 1993). Взрослый просит детей представить себя веселыми зайчиками в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Ведущий описывает характер физических действий — силу, темп, резкость — и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений. Например, ведущий говорит: “Как сильно зайчики стучат на барабанах! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся! Как палочки! Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в кулачках, ручках, даже в плечиках?! А вот лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаблен. Дышит... А кулачки напряженно стучат!.. А что еще расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить все ощущения”.

11. Игра "Жужа" (Кряжева Н.Л., 1997). “Жужа” сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. “Жужа” терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет “Жужей”. Взрослый должен следить, чтобы “дразнилки” не были слишком обидными.

Список литературы:

  1. Карина Рихтере. "Профилактика агрессии. Игры, которые помогают снять напряжение детям и взрослым". 
  2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. "Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми".

Уважаемые коллеги и посетители моего сайта!
Буду очень признательна за Ваши комментарии, пожелания, отзывы о работе или любую другую обратную связь.