Настольно-печатные дидактические игры, направленные на развитие эмоционального интеллекта

2 января 2025 г.

В современном мире, где информация и технологии играют важную роль, развитие эмоционального интеллекта становится все более актуальным. Эмоциональный интеллект — это способность понимать и управлять своими эмоциями, а также эмоциями других людей. Он позволяет нам эффективно общаться, устанавливать отношения и достигать успеха в различных сферах жизни.

Преимущества настольно-печатных дидактических игр в развитии эмоционального интеллекта

  • Развитие эмоционального восприятия. Игры помогают детям и взрослым лучше понимать свои эмоции и эмоции окружающих. Они учатся распознавать различные эмоциональные состояния и реагировать на них адекватно.
  • Формирование навыков эмоционального общения. Игры способствуют развитию навыков общения, эмпатии и понимания чувств других людей. Это помогает устанавливать более глубокие и доверительные отношения.
  • Развитие навыков управления эмоциями. Игры учат контролировать свои эмоции, справляться со стрессом и конфликтами, а также находить конструктивные способы выражения своих чувств.
  • Повышение самооценки и уверенности. Успешное прохождение игр и достижение целей способствует повышению самооценки и уверенности в своих силах.
  • Развитие творческого мышления. Некоторые игры требуют нестандартного подхода к решению задач, что способствует развитию творческого мышления.
  • Усвоение социальных норм и ценностей. Игры помогают усвоить социальные нормы и ценности, что способствует формированию гармоничной личности.

Настольно-печатная дидактическая игра "Мемори. Эмоции"

Настольно-печатная дидактическая игра «Мемори. Эмоции» предназначена для детей дошкольного возраста. Она способствует развитию у детей способности понимать свои эмоции и эмоции окружающих, а также помогает им научиться общаться и сопереживать.
Описание игры: в игре используются карточки с изображениями животных и сказочных героев, которые выражают различные эмоции: радость, грусть, гнев, удивление, страх и спокойствие.

Варианты игры:

  • Классическая игра. Дети по очереди переворачивают карточки и стараются запомнить их расположение. Затем пытаются найти две одинаковые карточки. 
  • Игра с правилами. Дети могут играть по определенным правилам, например, называть эмоцию, изображенную на карточке, или описывать ситуацию, в которой эта эмоция может возникнуть.
  • "Эмоциональная цепочка". Дети передают друг другу карточку с эмоцией. Тот, у кого оказывается карточка, должен изобразить эмоцию и передать карточку следующему игроку.
  • "Эмоциональный конструктор". Дети собирают из карточек с эмоциями различные конструкции, например, дом, цветок, животное и т.д.
  • "Эмоциональный аукцион". Дети раскладывают карточки и по очереди называют эмоции, которые они видят. Тот, кто называет больше всего эмоций, становится победителем.
  • "Эмоциональные истории". Дети придумывают истории, используя карточки с эмоциями. Например, "Однажды я встретил человека, который был очень грустным, но я смог его подбодрить и он улыбнулся".
  • "Эмоциональный квест". На столе разложены карточки, педагог просит: "Найди карточку с эмоцией, которая похожа на твое настроение сегодня", "Выбери карточку, на которой изображена эмоция, противоположная той, которую ты испытывал вчера вечером", "Найди карточку, которая отражает эмоцию, связанную с самым приятным моментом, который произошёл с тобой сегодня", "Выбери карточку с эмоцией, которая ассоциируется у тебя с самым смешным случаем, произошедшим за последнее время", "Найди карточку, на которой изображена эмоция, напоминающая о самом грустном моменте, который произошел с тобой за последнее время", "Найди карточку, на которой изображено чувство, которое ты испытывал, когда тебе было страшно или тревожно" и т.п.
  • "Эмоциональные ассоциации". Перед детьми ракладывают карточки и просят подобрать ассоциации к каждой эмоции, например, радость — улыбка, грусть — слезы, гнев — кулак. Можно предложить детям на каждую картинку подобрать действие, например, радость — руки в стороны, грусть — отпустить голову, гнев — топнуть ногой.
  • "Эмоциональные диалоги". Перед детьми выкладывают карточки и предлагают по очереди говорить брать карточку с эмоцией и произносить фразы, связанные с эмоциями. Например, ребенок берет карточку с эмоцией "радость" и говорит: "Я чувствую радость, когда...", "Я злюсь, когда..., и т.п.

Корректурные пробы "Эмоции"

Корректурная проба — это методика, которая используется для исследования внимания, работоспособности и темпа деятельности. Она заключается в том, что испытуемому предлагается за определенное время вычеркнуть заданные элементы на специальном бланке с рядами беспорядочно расположенных букв, цифр или фигур. Однако корректурную пробу можно использовать и нестандартным образом — для эмоционального развития дошкольников.
В этой методике вместо букв, цифр или фигур используются картинки с разными эмоциями (смайликами). Это позволяет детям не только развивать внимание и работоспособность, но и учиться распознавать и выражать свои эмоции.

Описание: 

  • Детям предлагается найти на картинке определенные смайлики и вычеркнуть, подчернуть, обвести его. Это помогает развивать внимание и концентрацию.
  • Детям предлагают посчитать количество определенного смайлка.
  • Дети могут описать, что чувствует смайлик, или придумать историю. Это помогает развивать речь и воображение.

Однако стоит отметить, что корректурная проба с картинками эмоций не является заменой традиционным методикам эмоционального развития, таким как игры, беседы и арт-терапия. Она может быть использована как дополнительный инструмент для развития эмоциональной сферы дошкольников.

Настольно-печатная дидактическая игра "Веселые половинки_Эмоции"

Настольно-печатная дидактическая игра «Веселые половинки. Эмоции» представляет собой увлекательное игровое пособие, предназначенное для эмоционального развития дошкольников. Игра поможет детям лучше понимать и распознавать различные эмоции, развивать их коммуникативные навыки и способствовать формированию эмпатии.
В игре используются карточки, разделенные на две части, на каждой из которых изображена одна из основных эмоций: радость, грусть, удивление, гнев, страх и другие. Задача ребенка — правильно соединить половинки карточек так, чтобы получилась целостная картинка. Это требует внимания, наблюдательности и умения анализировать.
Игра может использоваться как в индивидуальной, так и в групповой работе с детьми. Она подходит для занятий в детском саду, развивающих центрах или дома.

Необычные мандалы

Одним из эффективных инструментов, помогающих детям выразить свои чувства и эмоции, являются мандалы. Предлагаем рассмотреть необычные способы использования мандал в работе с дошкольниками и их положительное влияние на эмоциональное развитие детей. Работа с мандалами помогает детям осознать свои чувства и эмоции, выразить их и найти способы справиться с негативными переживаниями. Мандалы выполнены необычным способом: на основе предметных картинок.

Необычные способы использования мандал: вместо карандашей и фломастеров можно использовать листья, шишки, камни и другие природные материалы. Это поможет детям почувствовать связь с природой и выразить свои чувства через природные образы. Можно предложить детям создать мандалы под музыку. Это поможет им выразить свои чувства через движение и ритм.       
Работа с мандалами может помочь дошкольникам осознать свои чувства и эмоции, выразить свои чувства и переживания, найти способы справиться с негативными переживаниями, развить творческие способности, улучшить мелкую моторику, развить воображение и фантазию.

Настольно-печатня дидактическая игра "Назови эмоцию"

Цель: развитие эмоционального интеллекта.
Описание: ребенку предлагают поместить карточку с пиктограммой в соответствующее поле и произнести фразу, характеризующую эмоциональное состояние изображённого на карточке персонажа: «Мальчик (девочка) хмурый (хмурая)», «Мальчик (девочка) веселый (веселая)» и т. д.

Другие варианты использования:

⎯ Угадай эмоцию. Один из игроков вытаскивает карточку с пиктограммой и пытается изобразить эмоцию, которая на ней изображена. Остальные игроки должны угадать, какую эмоцию пытается показать первый игрок.
⎯ Кто быстрее. Игроки по очереди вытаскивают карточки и пытаются как можно быстрее назвать эмоцию, которая на ней изображена. Побеждает тот, кто быстрее всех справится с заданием.
⎯ Опиши эмоцию. Игрок вытаскивает карточку и пытается описать эмоцию, которая на ней изображена, используя как можно больше прилагательных. Остальные игроки могут задавать вопросы, чтобы лучше понять, какую эмоцию пытается описать первый игрок.

Уважаемые коллеги и посетители моего сайта!
Буду очень признательна за Ваши комментарии, пожелания, отзывы о работе или любую другую обратную связь.

Изображение: https://ru.freepik.com/premium-vector/boy-holding-placard-
with-sad-happy-facial-expression_34892797.htm#fromView=search&page=
2&position=48&uuid=66e23d79-4ea8-4ad2-ae3b-0a0409f554ec