Развитие цветового восприятия у детей с помощью настольно-печатных дидактических игр

4 января 2025 г.

В современном образовательном процессе особое внимание уделяется развитию цветового восприятия у детей. Цвет не только влияет на эмоциональное состояние ребёнка, но и существенно влияет на его восприятие окружающего мира и когнитивные способности. Настольно-печатные дидактические игры становятся эффективным инструментом для развития цветового восприятия у детей, в том числе  в работе педагога-психолога.

Основные цели и задачи использования настольно-печатных дидактических:
1. Развитие цветового восприятия и способности различать цвета.
2. Формирование умения соотносить цвета и их оттенки.
3. Развитие внимания, памяти и логического мышления.
4. Стимулирование творческого мышления и фантазии.
5.  Воспитание интереса к изучению цветов и их свойств.

Предлагаем вам настольно-печатные ддидактические игры, которые помогут в работе с детьми дошкольного возраста по развитию цветового восприятия.

1. Настольно-печатная дидактическая игра "Цвет и тень"

Содержание: в состав настольно-печатной дидактической игры «Цвет и тень» входит 2 листа А4 с цветными изображениями в формате PDF для распечатывания. Для долгосрочного использования рекомендуется заламинировать.

Автор-составитель: Шкелтиньш О.Р.
Изображения: Киселева Ульяна

Описание: игра состоит из игрового поля с теневыми изображениями овощей и фруктов, и набора карточек, соответствующих цветам этих овощей и фруктов.

Цель игры — научить детей соотносить тень предмета и его цвет, развивая тем самым цветовое восприятие и память. Игра способствует развитию логического мышления, так как ребенку необходимо правильно расположить карточки на игровом поле.

Преимущества игры в работе с детьми:
1. Изучение цветов. Игра помогает детям запомнить названия цветов и научиться соотносить их с соответствующими объектами.
2. Развитие логического мышления. Ребенку необходимо правильно расположить карточки на игровом поле, что способствует развитию логического мышления.
3. Развитие речи. В процессе игры дети могут называть цвета и объекты, что способствует развитию речи.

2. Настольно-печатная дидактическая игра "Подбери предметы по цвету"

Содержание: в состав настольно-печатной дидактической игры «Подбери предметы по цвету» входит: 2 листа А4 с цветными изображениями в формате PDF для распечатывания. Для долгосрочного использования рекомендуется заламинировать.
Автор-составитель: Шкелтиньш О.Р.
Изображение от ru.freepik.com 

Цель: развитие цветового восприятия. Игра помогает детям запоминать названия предметов и их цвета.

Правила игры: разместить все предметы на игровом поле в соответствии с их цветом.

Варианты использования: 1. Дети по очереди берут картинки и стараются разместить их на игровом поле так, чтобы они соответствовали цвету уже находящихся там элемента.
2. Можно добавить правило, что предметы (картинки) могут перемещаться только по определенным направлениям (по часовой стрелке, против часовой стрелки, по диагоналям и т.д.). Это сделает игру более сложной и интересной.
3. Можно установить ограничение по времени на каждый ход или на всю игру. Это добавит элемент соревнования и заставит игроков действовать быстрее и точнее.
4. Можно добавить условие, что размещать предметы (картинки) на игровом поле только определенного цвета.
5. «Кто быстрее»: игроки по очереди берут предметы (картинки) и стараются разместить их на игровом поле быстрее всех. Побеждает тот, кто первым разместит все предметы на поле.

3. Дидактическое упражнение "Корректурная проба. Цвета"

Содержание: в набор упражнений «Корректурная проба_ Цвета» входит: 2 листа А4 с цветными изображениями (всего 2 карточки) в формате PDF для распечатывания. Для долгосрочного использования рекомендуется заламинировать.

Автор-составитель: Шкелтиньш О.Р.
Автор изображений: Киселева Ульяна
Цель: развитие усидчивости, зрительного внимания и памяти, а также навыка понимать и слышать инструкцию взрослого.

Вариант использования 1: предложить ребенку просматривая информацию построчно отмечая знаки, как на образце.
Вариант использования 2: предложить ребенку просматривая строчки то слева – направо, то справа-налево отмечать знаки, как на образце.

4. Настольно-печатная дидактическая игра "Расставь медвежат по цвету"

Содержание: в состав настольно-печатной дидактической игры «Расставь медвежат по цвету» входит: 1 лист А4 с цветными изображениями в формате PDF для распечатывания. Для долгосрочного использования рекомендуется заламинировать.

Автор-составитель: Шкелтиньш О.Р.

Содежание: игровое поле с цветовыми элементами. Для использования игры "Расставь медвежат по цвету" можно использовать медвежат из набора Монтессори.

Цель: развитие цветового восприятия

Правила игры: перед началом игры все медвежата перемешиваются и выкладываются в случайном порядке на игровое поле. Ребенок берет по одному медвежонку и размещает его на игровом поле так, чтобы он соответствовал цвету.
Варианты игр:
1. Вместо медвежат используются фишки разных цветов. Игроки по очереди берут фишки и стараются разместить их на игровом поле так, чтобы они соответствовали цвету цветового элемента. Побеждает тот, кто первым разместит все фишки на игровом поле в соответствии с их цветом.
2. Игра с дополнительными правилами: можно добавить правило, что медвежата (фишки) могут перемещаться только по определенным направлениям (по часовой стрелке, против часовой стрелки, по диагоналям и т.д.). Это сделает игру более сложной и интересной.
3. Игра с ограничением по времени: можно установить ограничение по времени на каждый ход или на всю игру. Это добавит элемент соревнования и заставит игроков действовать быстрее и точнее.

5. Настольно-печатная дидактическая игра "Что пропало? Цвета"

Содержание: в состав настольно-печатной дидактической игры «Что пропало?» входит: 4 листа А4 с цветными изображениями в формате PDF для распечатывания. Для долгосрочного использования рекомендуется заламинировать.

Автор-составитель: Шкелтиньш О.Р.
Изображение от ru.freepik.com 

Цель: развитие цветовосприятия, внимательности. Развивает внимание, память и цветовое восприятие у детей. 

Правила игры: покажите ребенку карточку с изображением предметов оразных цветов. Ребенок запоминает предметы на картинке и их цвета, затем переворачивает карточку на обратную сторону и пытается вспомнить, предмет какого цвета пропал. Если ребенок угадал, какой предмет пропал, он может перевернуть карточку обратно и проверить свой ответ.

Варианты игры: Можно предложить детям играть в парах или группах, чтобы они могли соревноваться друг с другом и развивать коммуникативные навыки.

Настольно-печатная дидактическая игра «Что пропало?» может быть использована как в детском саду, так и дома, и поможет детям весело провести время, учась новому.

 

6. Настольно-печатная дидактическая игра "Пазлы. Какого цвета?"

Содержание: в набор настольно-печатной дидактической игры «Пазлы. Какого цвета?» входит: 4 листа А4 с цветными изображениями в формате PDF для распечатывания. Для долгосрочного использования рекомендуется заламинировать.

Автор-составитель: Шкелтиньш О.Р.
Автор изображений: Киселева Ульяна

Цель: развитие цветового восприятия.

Вариант использования: ребенку предлагают собрать элементы пазла,  соответствующие определенному цвету.