Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок состедоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Истоки произвольного внимания лежат вне личности ребенка. Это значит, что само по себе развитие непроизвольного внимания не приводит в возникновению произвольного внимания. Последнее формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание.
Одним из таких средств является технологический прием с использованием дидактической игры «Квадраты внимания». Это системный подход к развитию внимания у детей. Технология объединяет педагогические и психологические методы и приемы для эффективного обучения и развития детей, учитывая особенности их психологического развития.
Педагог-психолог может использовать разные варианты дидактических игр "Квадраты внимания", создавая специальные игровые ситуации, которые стимулируют развитие внимания, логики, памяти и других когнитивных функций.
Принцип одного из вариантов использования дидактической игры "Квадраты внимания" заключается в следующем: на игровом поле содержатся четыре квадрата, которые, в свою очередь, разделены на четыре ячейки, в 2-3 из которых содержатся определенные элементы. Одна-две ячейки остаются пустой. Детям предлагают найти соответствующую картинку, заполнить все ячейки квадрата, следуя определенной логике.