Развитие познавательных функций является традиционным направлением работы психолога в детском саду. Оно предполагает стимуляцию познавательной активности как средства формирования устойчивой познавательной мотивации; развитие внимания, памяти, восприятия, стимуляцию мыслительной активности. В связи с этим особенно востребованным становится материал, который можно было бы использовать не только для развития, но и для коррекции различных параметров познавательной сферы.
Цель: Создание условий для развития когнитивных, визуальных, коммуникативных навыков.
Задачи:
1. Стимулирование внимания и концентрации на заданной задаче - собрать картинку, выявить детали, распознать образ.
2. Способствовать развитию зрительной памяти: запоминать, узнавать изображенные объекты.
3. Развитие логического мышления: развивать умение анализа, сравнения, обучение категоризации и классификации объектов.
4. Развитие познавательных навыков: помочь детям узнавать и понимать окружающий мир, развивать интерес к окружающей среде.
5. Развитие коммуникативных навыков и способности к общению через обсуждение темы картинки, выражение своих мыслей и чувств.
6. Создание возможности для самовыражения и самореализации, повышение самооценки и уверенности в своих силах.
7. Развитие моторики рук и пальцев, координации движений и моторной памяти через активности по складыванию и комбинированию частей картинки.
Предлагаемые комплекты рабочих материалов разработаны для решения этих задач. Комплекты предназначены для развития и коррекции познавательных процессов у детей с 4 лет. Материалы могут использоваться с детьми, развивающимися в норме, так и с детьми, имеющие трудности в развитии. Пособия адресованы педагогам-психологам, дефектологам и логопедам, работающим в массовых и коррекционных детских садах и коррекционно-развивающих центрах. Они могут быть использованы и родителями. Материалы подходят как для индивидуальных занятий, так и для работы в мини-группах (2—4 ребенка). Материалы могут быть использованы как для развития когнитивных процессов — различных параметров внимания, памяти, восприятия, мыслительных операций у детей начиная с 4—5 лет, так и для коррекции этих процессов у детей того же и более старшего возраста, имеющих такие нарушения в развитии, как синдром дефицита внимания и гиперактивности, общее недоразвитие речи, задержка психического развития и др.