Развивающие комплекты "Веселые половинки" в работе педагога-психолога

18 августа 2024 г.

Развитие познавательных функций является традиционным направлением работы психолога в детском саду. Оно предполагает стимуляцию познавательной активности как средства формирования устойчивой познавательной мотивации; развитие внимания, памяти, восприятия, стимуляцию мыслительной активности. В связи с этим особенно востребованным становится материал, который можно было бы использовать не только для развития, но и для коррекции различных параметров познавательной сферы.

Цель:  Создание условий для развития когнитивных, визуальных, коммуникативных навыков.

Задачи:       

1. Стимулирование внимания и концентрации на заданной задаче - собрать картинку, выявить детали, распознать образ.

2. Способствовать развитию зрительной памяти: запоминать, узнавать изображенные объекты.

3. Развитие логического мышления: развивать умение анализа, сравнения, обучение категоризации и классификации объектов.

4. Развитие познавательных навыков: помочь детям узнавать и понимать окружающий мир, развивать интерес к окружающей среде.

5. Развитие коммуникативных навыков и способности к общению через обсуждение темы картинки, выражение своих мыслей и чувств.

6. Создание возможности для самовыражения и самореализации, повышение самооценки и уверенности в своих силах.

7. Развитие моторики рук и пальцев, координации движений и моторной памяти через активности по складыванию и комбинированию частей картинки.

Предлагаемые комплекты рабочих материалов разработаны для решения этих задач. Комплекты предназначены для развития и коррекции познавательных процессов у детей с 4 лет. Материалы могут использоваться с детьми, развивающимися в норме, так и с детьми, имеющие трудности в развитии. Пособия адресованы педагогам-психологам, дефектологам и логопедам, работающим в массовых и коррекционных детских садах и коррекционно-развивающих центрах. Они могут быть использованы и родителями. Материалы подходят как для индивидуальных занятий, так и для работы в мини-группах (2—4 ребенка). Материалы могут быть использованы как для развития когнитивных процессов — различных параметров внимания, памяти, восприятия, мыслительных операций у детей начиная с 4—5 лет, так и для коррекции этих процессов у детей того же и более старшего возраста, имеющих такие нарушения в развитии, как синдром дефицита внимания и гиперактивности, общее недоразвитие речи, задержка психического развития и др.

      

Описание технологии изготовления настольно-печатных игр «Веселые половинки». Настольно-печатные дидактические игры «Веселые половинки» — это обучающий материал, представляющий собой изображения, разделенные на две части либо по горизонтали, либо по вертикали, либо по диагонали. Является авторской разработкой, выполнено в текстовом редакторе Microsoft Word, с использованием авторских изображений, а также изображениями с сайта www.freepik.com.

Для проектирования игр используется вкладки, содержащиеся в текстовом редакторе Microsoft Word: «Вставка», «Конструктор», «Макет» и их инструменты: «Фигуры», «Формат фигуры», «Обрезка изображения» и др. Готовые листы распечатываются на цветном принтере, ламинируются и вырезаются. Для удобства вырезания предусмотрен контур фигуры «Штрихи». Размер готовой картинки 8*8 см.

Содержание. Отличительной особенностью настольно-печатных игр «Веселые половинки» является их количественное разнообразие: в комплектацию одного набора входит группа предметов (от 6 до 24 картинок, в среднем 18) объединенных по значению, но имеющие отличительные признаки, что позволяет моделировать коррекционно-развивающий процесс под образовательные нужды обучающихся. Детям предлагается правильно собрать или соединить части изображения в правильном порядке, чтобы получить целостное изображение.

Новшество и преимущества. На первый взгляд пособия выглядят очень просто и создается впечатление, что развивающий потенциал пособия невелик: ребенок с легкостью выполнит задание не напрягая усилий. Но при взаимодействии с материалом видно, что ребенку необходимо сконцентрировать внимание, не упустить детали, которые и направлены на познавательное развитие. Каждое задание имеет свои тонкости и нюансы, которые требуют от ребенка тщательного выполнения. Поэтому, несмотря на простоту, пособия требуют от ребенка усердия и концентрации, что в целом способствует развитию психических процессов.

В процессе апробации развивающих пособий «Веселые половинки» в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ были определены ряд преимуществ:

1. Возможность учитывать индивидуальные потребности и способности обучающегося с ОВЗ. Подготовка индивидуализированных заданий с разноуровневыми сложностями поможет каждому ребенку работать на своем уровне и достигать успеха.

2.  Использование цветовой гаммы. Комплект «Веселые половинки» может иметь разную цветовую гамму, что важено для детей с нарушениями зрительного восприятия (например, комплект «Веселые половинки. Разноцветные пуговицы». Яркие цвета и контрастные сочетания помогут им лучше различать детали и выполнить задание.

3.   Обучение через игру. Работа с развивающим материалом организована в виде игры, что делает процесс обучения более увлекательным и интересным для детей с ОВЗ. Игровой формат помогает детям лучше усваивать информацию и развивать навыки.

4.   Формирование коммуникативных навыков. Работа с «Веселыми половинками» способствует развитию коммуникативных и социальных навыков. Дети могут обсуждать выполненные задания, обмениваться мнениями, опытом и совместно решать проблемы.

5.   Постепенное усложнение заданий. Развивающий материал позволяют постепенно усложнять задания, что является важным для развития когнитивных функций у детей с ОВЗ. Это поможет им развивать логическое мышление, аналитические способности и принимать решения на основе представленной информации.

6.  Использование положительного подхода. «Веселые половинки» позволяют видеть собственные результаты деятельности, усилия и достижения, что позволяет повысить уровень самооценки, мотивацию и уверенность в своих силах.

Варианты использования настольно-печатных игр «Веселые половинки» в коррекционном-развивающем процессе:

  1. В начале занятия, как элемент создания проблемной ситуации.
  2. В ходе проведения занятия, как отдельные дидактические приемы по решению коррекционно-развивающих задач.
  3. В конце занятия, как элемент закрепления полученных знаний.
  4. В процессе рефлексии, как оценка эффективности выявления усвоенных знаний и навыков детей.

Неоспоримым достоинством настольно-печатных игр «Веселые половинки» является возможность распечатать столько экземпляров игр, сколько требует образовательная ситуация. Игры не требуют дополнительных условий, просты и понятны в использовании.  Это обстоятельство позволяет привлекать в коррекционно-развивающий процесс родителей воспитанников, у которых есть возможность использовать развивающий материал дома, что позволяет закреплять полученные знания в домашних условиях, способствовать развитию и улучшению навыков у детей.

 

 

Варианты использования "Веселых половинок" в коррекционно-развивающем процессе

"Веселые половинки" тематического периода "Весна"