Страх – одна из самых древних и фундаментальных эмоций, сопровождающая человека на протяжении всей его жизни. Это острое эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях угрозы биологическому и социальному существованию индивида.
Страх – эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому и социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. (Психологический словарь).
Эмоция страха проявляется в различных формах и может быть вызвана как реальными, так и воображаемыми угрозами. Она сопровождается рядом физиологических реакций, таких как учащенное сердцебиение, повышенное потоотделение, напряжение мышц и другие. Эти реакции готовят организм к действию, будь то бегство, защита или поиск убежища.
Страх – острое эмоциональное состояние, особая чувствительная реакция, проявляющая в опасной ситуации (Захаров А. И.).
Психологи рассматривают страх как адаптивную реакцию, помогающую человеку выжить в сложных и опасных ситуациях. Однако чрезмерный или необоснованный страх может стать серьезной проблемой, влияющей на качество жизни и психическое здоровье.
Страх – аффективное отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и возникает в ответ на действие угрожающего стимула. (Захаров А. И.)..
Страхи условно можно разделить на 2 группы:
1. Ситуационный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей ребенка обстановке.
2. Личностно обусловленный страх предопределен характером человека, например его склонностью к переживанию тревоги, и может появляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми.
Известный психиатр А. Карвасарский делил страхи на группы, исходя из того, чего боится человек, - это так называемая классификация по фабуле страха. Этот исследователь различал 8 основных фабул страха .
Классификация по фабуле страха (по А.Карвасарскому)
1. Боязнь пространства, проявляющуюся в различных формах. Клаустрофобия - боязнь замкнутого пространства, агорафобия - боязнь открытого пространства, страх глубины и страх высоты.
2. Социофобии, связанные с общественной жизнью. Эрейтофобию (страх покраснеть в присутствии людей), страх публичных выступлений, страх из-за невозможности совершить какое-либо действие в присутствии посторонних.
3. Нозофобии - страхи заболеть каким-либо заболеванием.
4. Танатофобия - страх смерти.
5. Различные сексуальные страхи.
6. Страхи нанести вред себе или близким.
7. «Контрастные» страхи. Страх громко произнести слово, совершить что-то непристойное.
8. Фобофобии - страх бояться чего-либо.
Типология детских страхов (А.И.Захаров)
- Возрастные страхи, то есть страхи, возникающие у эмоционально чувствительных детей, как отражение особенности их психического и личностного развития. Такие страхи существуют в определенный возрастной период, а затем при переходе ребенка на следующий возрастной период они проходят или становятся не значимыми для ребенка. ( мл. д/в ребенок боялся «бодяки», которая живет у него под кроватью, когда ребенок подрос он понял, что «бодяк» не бывает и под кроватью никого нет. Зато ребенок стал бояться собак и других больших животных. Среди таких страхов можно выделить ситуативные и личностные.
- Ситуативный страх возникает в определенной ситуации опасной для ребенка (пример: ребенок вошел в арку дома и там было очень темно).
- Личностный страх зависит только от особенностей самого ребенка (ребенок боится оставаться в детском саду с новым воспитателем)
- Невротический страх. В отличие от нормального страха, который как возникает быстро, так и проходит незаметно, невротический страх является одним из симптомов невроза. Он носит крайние формы выражения или проявления: ужас, эмоциональный шок, потрясение. Он отражается почти во всех сферах жизнедеятельности ребенка, заметно ухудшается его самочувствие и осложняются отношения с окружающими, все воспринимается неадекватным образом (при виде уходящей мамы ребенок думает, что больше никогда ее не увидит). Дети с невротическим страхом чаще всего испытывают страх одиночества, темноты, животных. Такой страх обусловлен особенностями личности и может возникнуть в любой возрастной период.
- Внушенные страхи – эти страхи ребенок перенял у взрослых, чаще всего у родителей (мамы), сверстников. К числу этих страхов можно отнести страхи, которые возникают у детей с гиперопекой. К примеру, ребенок в группе детского сада сказал другим детям, что у него в шкафу кто-то живет, то велика вероятность того, что остальные дети у себя дома будут бояться подходить к шкафу.
Страхи, могут иметь временный характер, т.к обусловлены возрастом. Но если к ним правильно относится, понимать причины их появления, чаще всего они исчезают бесследно. Болезненно заостренные страхи, которые сохраняются длительное время и заслуживают специального внимания. Причиной таких страхов чаще всего являются конфликтные отношения в семье, психические особенности ребенка. Страхи, носящие переходящий характер. Те страхи, которые возникают по мере психического развития на определенном возрастном этапе.
Наличие устойчивых страхов, говорит о неспособности справится со своими чувствами, контролировать их. (А. В .Козлова и Р. П. Дешеулина)