Психология страха: природа, проявления, причины

3 марта 2025 г.

Страх – одна из самых древних и фундаментальных эмоций, сопровождающая человека на протяжении всей его жизни. Это острое эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях угрозы биологическому и социальному существованию индивида.

Страх – эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому и социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. (Психологический словарь).

Эмоция страха проявляется в различных формах и может быть вызвана как реальными, так и воображаемыми угрозами. Она сопровождается рядом физиологических реакций, таких как учащенное сердцебиение, повышенное потоотделение, напряжение мышц и другие. Эти реакции готовят организм к действию, будь то бегство, защита или поиск убежища.
 

Страх – острое эмоциональное состояние, особая чувствительная реакция, проявляющая в опасной ситуации (Захаров А. И.).

Психологи рассматривают страх как адаптивную реакцию, помогающую человеку выжить в сложных и опасных ситуациях. Однако чрезмерный или необоснованный страх может стать серьезной проблемой, влияющей на качество жизни и психическое здоровье. 

Страх – аффективное отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и возникает в ответ на действие угрожающего стимула. (Захаров А. И.)..

Страхи условно можно разделить на 2 группы:
1. Ситуационный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей ребенка обстановке.
2. Личностно обусловленный страх предопределен характером человека, например его склонностью к переживанию тревоги, и может появляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми.


Известный психиатр А. Карвасарский делил страхи на группы, исходя из того, чего боится человек, - это так называемая классификация по фабуле страха. Этот исследователь различал 8 основных фабул страха . 

Классификация по фабуле страха (по А.Карвасарскому)

1. Боязнь пространства, проявляющуюся в различных формах. Клаустрофобия - боязнь замкнутого пространства, агорафобия - боязнь открытого пространства, страх глубины и страх высоты.

2. Социофобии, связанные с общественной жизнью. Эрейтофобию (страх покраснеть в присутствии людей), страх публичных выступлений, страх из-за невозможности совершить какое-либо действие в присутствии посторонних.

3.   Нозофобии - страхи заболеть каким-либо заболеванием.

4.   Танатофобия - страх смерти.

5.   Различные сексуальные страхи.

6.   Страхи нанести вред себе или близким.

7. «Контрастные» страхи. Страх громко произнести слово, совершить что-то непристойное.

8.   Фобофобии - страх бояться чего-либо.

Типология детских страхов (А.И.Захаров)

  • Возрастные страхи,  то есть страхи, возникающие у эмоционально чувствительных детей, как отражение особенности их психического и личностного развития. Такие страхи существуют в определенный возрастной период, а затем при переходе ребенка на следующий возрастной период они проходят или становятся не значимыми для ребенка. ( мл. д/в ребенок боялся «бодяки», которая живет у него под кроватью, когда ребенок подрос он понял, что «бодяк» не бывает и под кроватью никого нет. Зато ребенок стал бояться собак и других больших животных.  Среди таких страхов можно выделить ситуативные и личностные.
  • Ситуативный страх возникает в определенной ситуации опасной для ребенка (пример: ребенок вошел в арку дома и там было очень темно).
  • Личностный страх зависит только от особенностей самого ребенка (ребенок боится оставаться в детском саду с новым воспитателем)
  • Невротический страх. В отличие от нормального страха, который как возникает быстро, так и проходит незаметно, невротический страх является одним из симптомов невроза. Он носит крайние формы выражения или проявления: ужас, эмоциональный шок, потрясение. Он отражается почти во всех сферах жизнедеятельности ребенка, заметно ухудшается его самочувствие и осложняются отношения с окружающими, все воспринимается неадекватным образом (при виде уходящей мамы ребенок думает, что больше никогда ее не увидит). Дети с невротическим страхом чаще всего испытывают страх одиночества, темноты, животных. Такой страх обусловлен особенностями личности и может возникнуть в любой возрастной период.
  • Внушенные страхи – эти страхи ребенок перенял у взрослых, чаще всего у родителей (мамы), сверстников. К числу этих страхов можно отнести страхи, которые возникают у детей с гиперопекой.  К примеру, ребенок в группе детского сада сказал другим детям, что у него в шкафу кто-то живет, то велика вероятность того, что остальные дети у себя дома будут бояться подходить к шкафу. 

Страхи, могут иметь временный характер, т.к обусловлены возрастом. Но если к ним правильно относится, понимать причины их появления, чаще всего они исчезают бесследно. Болезненно заостренные страхи, которые  сохраняются длительное время и заслуживают специального внимания. Причиной таких страхов чаще всего являются конфликтные отношения в семье, психические особенности ребенка. Страхи, носящие переходящий характер. Те страхи, которые возникают по мере психического развития на определенном возрастном этапе.

Наличие устойчивых страхов, говорит о неспособности справится со своими чувствами, контролировать  их.  (А. В .Козлова и Р. П. Дешеулина)

Типология детских страхов

1. Страхи, обусловленные личностным развитием ребенка: страх одиночества; страх смерти своей, родителей и т.д.; страх при виде незнакомых людей; страх темноты; страх сказочных персонажей, выдуманных чудовищ; страх исполнения страшных снов; страх маленькой комнаты или большой площади;
2. Страхи, направленные на взаимодействие ребенка с чем-то или кем –то: страх куда – то опоздать; страх высоты, глубины; страх пожара, огня; страх неожиданных резких звуков; страх заболеть, уколов, врачей, боли; страх наказаний, крика; страх катастроф, бандитов, войны, урагана, бури; страх животных, транспорта.


Причины детских страхов

 

1. Детско-родительские отношения. Недостаток внимания, ласки и поддержки со стороны родителей может привести к тому, что ребёнок будет чувствовать себя неуверенно и небезопасно. Строгие правила и запреты могут вызывать у ребёнка страх наказания и непонимания.
2. Страхи самих родителей. Дети очень чувствительны к эмоциям и настроению родителей. Если родители испытывают страх или тревогу, ребёнок может перенять эти чувства и начать бояться того же самого.
3. Средства массовой информации. Телевидение, интернет и другие источники информации могут показывать детям пугающие сцены и сюжеты, которые могут вызвать у них страх. Например, фильмы ужасов, новости о стихийных бедствиях или криминальные хроники.
4. Принятие страхов от сверстников. Дети могут перенять страхи друг от друга, особенно если они проводят много времени вместе. Например, если один ребёнок боится темноты, другой может начать бояться того же самого.
5. Травмирующие ситуации. Дети могут столкнуться с травмирующими ситуациями, такими как несчастные случаи, насилие или потеря близких. Такие события могут вызвать у ребёнка страх повторения подобных ситуаций.

Индивидуальные проявления страхов

1. У мальчиков из неполных семей (в следствии развода) страхов больше.
2. У детей, проживающих в отдельных квартирах страхов больше, чем у детей, проживающих в коммунальной квартире или общежитии.
3. При алкоголизме отца количество страхов у девочек снижается в 2 раза, а у мальчиков в 4 (снижение эмоциональной чувствительности).
4. В старшем возрасте в большей степени чем угрозы на возникновение страха действуют оскорбления, унижающие чувство собственного достоинства ребенка.

Основные направления работы со страхами

1. Повышение общего уровня эмоциональных переживаний ребёнка. Один из способов помочь ребёнку преодолеть страх — это создать условия, в которых он будет испытывать больше положительных эмоций. Это может быть игра, общение с друзьями, посещение интересных мест и т. д. Важно, чтобы ребёнок чувствовал себя любимым и принятым, тогда ему будет легче справляться со своими страхами.

2. Разыгрывание ситуации взаимодействия с предметом страха в игре. Игра — это один из самых эффективных способов помочь ребёнку преодолеть свои страхи. В игре ребёнок может безопасно исследовать свои страхи и научиться справляться с ними. Например, если ребёнок боится темноты, можно предложить ему поиграть в прятки в тёмной комнате. Ребёнок увидит, что ничего страшного не происходит, и постепенно перестанет бояться.

3. Эмоциональное переключение. Этот метод заключается в том, чтобы отвлечь ребёнка от предмета страха и переключить его внимание на что-то другое. Например, если ребёнок боится собак, можно предложить ему поиграть с кошкой или другим безопасным животным.

4. Подражание и заражение. Дети часто подражают взрослым и сверстникам. Если ребёнок видит, что кто-то другой не боится предмета страха, то он может начать подражать этому человеку и перестать бояться сам.

5. Эмоциональные качели. Этот метод заключается в том, чтобы чередовать положительные и отрицательные эмоции. Например, можно подбрасывать ребёнка на руках, когда он испытывает страх. Это поможет ему почувствовать себя в безопасности и преодолеть страх.

6. Эмоциональный конфликт. Этот метод заключается в том, чтобы создать ситуацию, в которой ребёнок должен будет преодолеть свой страх. Например, можно предложить ребёнку поиграть с куклой, которая боится темноты, и помочь ей преодолеть свой страх.

7. Деятельностная терапия. Этот метод заключается в том, чтобы предложить ребёнку заняться какой-либо деятельностью, которая поможет ему отвлечься от страха. Например, можно предложить ребёнку нарисовать свой страх или слепить его из пластилина.

8. Куклотерапия. Этот метод заключается в том, чтобы использовать кукол для работы со страхами. Например, можно предложить ребёнку разыграть сценку, в которой он будет играть роль храброго героя, преодолевшего свой страх.

9. Анатомирование страха. Это педагогический приём, который заключается в объяснении ребёнку, что представляет собой пугающий его предмет, как он устроен, «откуда берётся». 

10. Манипулирование предметом страха. Это методика, при которой ребёнок получает материализованный в виде игрушки образ пугающего предмета, которым может манипулировать по своему усмотрению (управлять, усмирять, совершать агрессивные действия, уничтожить и др.)

11. Штриховка, стирание, рисование. Эти методы помогают ребёнку выразить свои чувства и переживания на бумаге. Например, можно предложить ребёнку нарисовать свой страх, а затем стереть его или закрасить яркими цветами.

12. Привыкание или десенсибилизация. Этот метод заключается в том, чтобы постепенно приучить ребёнка к предмету страха. Например, можно начать с того, что ребёнок будет смотреть на предмет страха издалека, а затем постепенно приближаться к нему.

Уважаемые коллеги и посетители моего сайта!
Буду очень признательна за Ваши комментарии, пожелания, отзывы о работе или любую другую обратную связь.