Портрет агрессивного ребенка

2 марта 2025 г.

Почти в каждой группе детского сада встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится "грозой" всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять. Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия — это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.
Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят.
"Как стать любимым и нужным" — неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребенку, но как сделать лучше — он не знает.

"Агрессивный ребенок, используя любую возможность, ... стремится разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он "не успокаивается" до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку" (Н.Л. Кряжева, 1997, с. 105).

Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых — наказание. В действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое "место под солнцем". Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь боятся их.

Краткая характеристика детей, склонных к агрессии

Ребенок, склонный к проявлению физической агрессии​ отличается​: активностью, целеустремленностью, решительностью, склонностью к риску, бесцеремонностью; он общителен, раскован, уверенность в себе у такого ребенка сочетается с честолюбием и стремлением к общественному признанию; он обладают хорошими лидерскими качествами, любит демонстрировать свою силу и власть, доминировать над другими; ему свойственна малая рассудительность и сдержанность, плохой самоконтроль; он действуют импульсивно и непродуманно; часто такой ребенок не придерживается или игнорирует этические и моральные нормы.
Ребенок, склонный к проявлению вербальной агрессии​ отличается​:
 психической неуравновешенностью, тревожностью, неуверенностью в себе, депрессивностью, фрустрационной толерантностью. Даже слабые раздражители способны вызвать у него вспышки раздражения, гнева и страха. ​Он не умеет и/или не считает нужным скрывать свои чувства и отношение к окружающим и выражает их в агрессивных вербальных формах.​ Ему свойственно спонтанность и импульсивность, которые сочетаются с обидчивостью и консерватизмом. Такой ребенок чувствителен к оценкам и действиям окружающих, ему присущ постоянный внутриличностный конфликт.​
Ребенок, склонный к проявлению косвенной агрессии​ отличается​:
 чрезмерной импульсивностью, слабым самоконтролем, недостаточной социализацией влечений и низкой осознанностью своих действий. Он задумывается о причинах своих поступков, не предвидит их последствий и не переносит оттяжек и колебаний.​ Ему характерна двойственность натуры: сочетание смелости, решительности, склонности к риску и общественному признанию с сензитивностью, мягкостью, уступчивостью, зависимостью. ​Он не переносит критики в свой адрес, критикующие его люди вызывают у него чувства раздражения, обиды и подозрительности.​
Ребенок, склонный к проявлению негативизма отличается: повышенной ранимостью и впечатлительностью. ​ Его основные черты характера - эгоизм, самодовольство, чрезмерное самомнение.​ Он не способен владеть эмоциями, сразу же начинает активно выражать свое негативное отношение. ​Тем неменее ему свойственна рассудительность, он придерживается традиционных взглядов, взвешивают каждое свое слово.​ Часто такой ребенок меняет активный негативизм на пассивный - умолкает и разрывает контакт.​

Важно! Когда отсутствует давление страха, дети не проявляют агрессии.
 

Уважаемые коллеги и посетители моего сайта!
Буду очень признательна за Ваши комментарии, пожелания, отзывы о работе или любую другую обратную связь.


Список литературы:

 

  1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. "Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми"