Почти в каждой группе детского сада встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится "грозой" всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять. Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия — это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.
Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят.
"Как стать любимым и нужным" — неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребенку, но как сделать лучше — он не знает.
"Агрессивный ребенок, используя любую возможность, ... стремится разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он "не успокаивается" до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку" (Н.Л. Кряжева, 1997, с. 105).
Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых — наказание. В действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое "место под солнцем". Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь боятся их.
Краткая характеристика детей, склонных к агрессии
Ребенок, склонный к проявлению физической агрессии отличается: активностью, целеустремленностью, решительностью, склонностью к риску, бесцеремонностью; он общителен, раскован, уверенность в себе у такого ребенка сочетается с честолюбием и стремлением к общественному признанию; он обладают хорошими лидерскими качествами, любит демонстрировать свою силу и власть, доминировать над другими; ему свойственна малая рассудительность и сдержанность, плохой самоконтроль; он действуют импульсивно и непродуманно; часто такой ребенок не придерживается или игнорирует этические и моральные нормы.
Ребенок, склонный к проявлению вербальной агрессии отличается: психической неуравновешенностью, тревожностью, неуверенностью в себе, депрессивностью, фрустрационной толерантностью. Даже слабые раздражители способны вызвать у него вспышки раздражения, гнева и страха. Он не умеет и/или не считает нужным скрывать свои чувства и отношение к окружающим и выражает их в агрессивных вербальных формах. Ему свойственно спонтанность и импульсивность, которые сочетаются с обидчивостью и консерватизмом. Такой ребенок чувствителен к оценкам и действиям окружающих, ему присущ постоянный внутриличностный конфликт.
Ребенок, склонный к проявлению косвенной агрессии отличается: чрезмерной импульсивностью, слабым самоконтролем, недостаточной социализацией влечений и низкой осознанностью своих действий. Он задумывается о причинах своих поступков, не предвидит их последствий и не переносит оттяжек и колебаний. Ему характерна двойственность натуры: сочетание смелости, решительности, склонности к риску и общественному признанию с сензитивностью, мягкостью, уступчивостью, зависимостью. Он не переносит критики в свой адрес, критикующие его люди вызывают у него чувства раздражения, обиды и подозрительности.
Ребенок, склонный к проявлению негативизма отличается: повышенной ранимостью и впечатлительностью. Его основные черты характера - эгоизм, самодовольство, чрезмерное самомнение. Он не способен владеть эмоциями, сразу же начинает активно выражать свое негативное отношение. Тем неменее ему свойственна рассудительность, он придерживается традиционных взглядов, взвешивают каждое свое слово. Часто такой ребенок меняет активный негативизм на пассивный - умолкает и разрывает контакт.
Важно! Когда отсутствует давление страха, дети не проявляют агрессии.