Агрессия и её проявления: основные подходы и теории

1 марта 2025 г.

Агрессия (от лат. «agressio» – нападение, приступ)​. В.П. Зинченко дает такое определение: «Агрессия - мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), а также моральный ущерб живым существам (негативные переживания, состояние напряженности, подавленности, страха и т.п.».​
Агрессия – это намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей , животному или предметному миру. ​
Агрессивность – это свойство личности, ​заключающееся в готовности и ​предпочтении использования насильственных ​средств для реализации своих целей. ​
Агрессивное поведение— это одна из форм ​реагирования на различные неблагоприятные ​в физическом и психическом отношении жизненные ​ситуации, вызывающие стресс, ​фрустрацию и т.п. состояния. ​
Педагогическая коррекция – это все меры, ​которые делают поведение ребенка нормальным ​и выправляют его в социальном отношении.​

Подходы к пониманию сущности агрессивного поведения​

  1. Теория инстинктивности агрессии предполагает, что агрессия является врождённым и неотъемлемым аспектом человеческой природы. Представители этого подхода, такие как Зигмунд Фрейд и Конрад Лоренц, считают, что агрессия имеет инстинктивные корни и может проявляться в различных формах, включая физическую, вербальную и косвенную.
  2. Фрустрационная теория — это подход в психологии, который объясняет поведение человека в ситуации, когда он сталкивается с препятствиями или помехами на пути к достижению цели. Теория предполагает, что фрустрация (негативное эмоциональное состояние, вызванное неудовлетворённостью потребностей) может привести к различным формам поведения, включая агрессию, регрессию, уход в себя и другие (Дж. Доллард, Н. Миллер​).
  3. Теория социального научения, предложенная Альбертом Бандурой. Автор утверждает, что дети и взрослые учатся агрессивному поведению посредством наблюдения за окружающими и что такое поведение может закрепиться, если оно неоднократно повторяется и становится приемлемым. По мнению Бандуры, на усвоение и закрепление агрессивного поведения влияют три фактора: 1) Способ усвоения: люди учатся агрессивному поведению, наблюдая за другими людьми, в первую очередь за теми, с кем они себя идентифицируют. 2) Провоцирующие факторы: к агрессивному поведению могут подтолкнуть определённые условия и ситуации. Например, жара, шум, теснота, теснота, а также  присутствие возбуждающих или раздражающих стимулов (например, игрушек иииииииииии). 3)Условия закрепления: агрессивное поведение закрепляется, когда получает положительное подкрепление. Например, когда за агрессию хвалят, вознаграждают или  не наказывают.
  4. Теория переноса возбуждения (возбуждения-разрядки) была предложена Д. Зильманом в 1979 году. Она объясняет, как происходит перенос возбуждения из одной ситуации в другую. Эта теория основана на предположении, что возбуждение, созданное в одном контексте, может переноситься и реализовываться через агрессивное действие в другом контексте. Согласно теории переноса возбуждения, если человек испытывает возбуждение в одной ситуации (например, в результате конфликта или спора), то это возбуждение может переноситься на другую ситуацию (например, на работу или на отношения с близкими). В результате этого переноса возбуждения человек может проявлять агрессивное поведение в новой ситуации, даже если изначально не планировал этого.
  5. Когнитивная теория агрессии -  Л. Берковитц утверждал, что когнитивные структуры играют важную роль в формировании агрессивного поведения. Он считал, что люди с негативными мыслями и убеждениями более склонны к агрессии, чем люди с позитивными мыслями и убеждениями.

Виды агрессии (А. Басе и А. Дарк)
- Физическая (физические действия против кого – либо);​
- Косвенная агрессия (направленная (сплетни, злобные шутки) и ненаправленная (крики в толпе, топанье и т.д.).​
- Раздражение (вспыльчивость, грубость)​;
- Негативизм (оппозиционная манера поведения)​;
- Вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т.д.)

Виды агрессии (Э.Фромм)

  1. Злокачественная агрессия — это вид агрессии, который приносит вред и боль жертве, сопровождается чувством удовольствия от причинения ущерба и желанием продолжать агрессивные действия. Этот вид агрессии является деструктивным и противоречит принципам гуманизма.​
  2. К доброкачественной агрессии относится самооборона, а также псевдоагрессия, при которой ущерб наносится ненамеренно. Псевдоагрессия включает в себя несчастные случаи, игровую агрессию (фехтование, борьба) и агрессию как социально приемлемое самоутверждение в условиях конкуренции. ​ Доброкачественная агрессия, по мнению Э. Фромма, необходима также для разрушения устаревших образцов, норм, для проведения инноваций. Любая творческая деятельность подразумевает отрицание сложившегося порядка и установление новых правил, теорий, законов. ​

Виды агрессии (И. Заградова, А.К. Осницкий, Н.Д. Левитов)
- По направленности: ​- агрессия, направленная вовне; - аутоагрессия - направленная на себя. ​
- По цели: ​- нтеллектуальная агрессия; - враждебная агрессия. ​
- По методу выражения: ​-  физическая агрессия; - вербальная агрессия. ​
- По степени выраженности: ​- прямая агрессия; - косвенная агрессия. ​
- По наличию инициативы: ​- инициативная агрессия; - оборонительная агрессия. ​

Формы агрессивных действий​
- негативные — позитивные (деструктивные — конструктивные);​
- явные и латентные (внешне наблюдаемая агрессия —скрытая агрессия);​
- вербальные — физические (словесное нападение —физическое нападение);​
- прямые — косвенные (непосредственно направленные на объект — смещенные на другие объекты);​
- враждебные — инструментальные (с целью причинения вреда/боли другому человеку — с иными целями);​
- эгосинтонные (принимаемые личностью) — эгодистонные (чуждые для «Я», осуждаемые самой личностью). ​

Факторы агрессивного поведения​

  1. Условия воспитания ребенка в семье​. Отвержение (неприятие ребенка, демонстрация недоброжелательного отношения). Гиперсоциализация (сверхтребовательное отношение: чрезмерная критика, придирчивость, наказание за малейшую провинность). Гиперопека (эгоцентрическое воспитание: сверхзаботливое отношение, при котором ребенок лишен возможности самостоятельно действовать). Отсутствие единства требований к ребенку​. Неуверенность и колебания родителей при принятии каких – либо решений провоцирует ребенка на капризы и вспышки гнева, с помощью которых дети могут влиять на дальнейший ход событий и при этом добиваться своего ​(Д. Лешли​). Проблема, когда взрослые сначала не обозначают своего отношения в агрессии, но в следствии поступка строго наказывают ребенка​ (С.Л. Колосова​). Применение родителями телесных наказаний ​(А Бандура, Р. Уолтс​). Отсутствие или разрушение эмоциональных связей с родителями​ (Д. Хорсанд​)

  2. Влияние социального окружения ребенка (группы сверстников, значимых взрослых)​. Мотивы агрессивного поведения старших дошкольников в отношениях со сверстниками: - желание привлечь к себе внимание сверстников;​ - ущемление достоинств другого с тем, чтобы подчеркнуть свое превосходство;​ - стремление защититься и отомстить; ​- стремление быть главным;​ - стремление получить желанный предмет​.

  3. Социально-информационные факторы​: - влияние средств массовой информации​; - проблема возрастных ограничений​: - проблема объема информации; - проблема доступного объяснения​; - влияние «Детской моды» как компонента субкультуры под воздействием рекламы​

  4. ​«Личные факторы» - «Ситуативные факторы» (Д. Хорсанд​)​: -  подсознательное ожидание опасности; ​- неуверенность в собственной безопасности;​ - личный отрицательный опыт; - эмоциональную нестабильность;​ - недовольство собой; ​ - повышенная раздражительность; ​- чувство вины; - плохое самочувствие; ​- переутомление влияние продуктов питания;​ - влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха; - чувство голода​.

Изучение агрессии требует междисциплинарного подхода, объединяющего знания из психологии, педагогики, социологии и других наук. Только комплексный подход может помочь в разработке эффективных стратегий предотвращения и коррекции агрессивного поведения, способствуя созданию более гармоничного и безопасного общества.

Уважаемые коллеги и посетители моего сайта! Буду очень признательна за Ваши комментарии, пожелания, отзывы о работе или любую другую обратную связь.