Концепции психолого-педагогического сопровождения и педагогической поддержки: сравнительный анализ

1 марта 2025 г.

Организация службы ​сопровождения​ по М. Р. Битяновой

          Термин «сопровождение» начал использоваться почти с самого начала функционирования психологической службы в нашей стране (Г.Бардиер, Р.М.Битянова, И.Ромазан, Т.Чередниковой) и активно разрабатывается, прежде всего, относительно деятельности психолога в сфере народного образования. 


Сопровождать — значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. То есть, сопровождение ребенка по его жизненному пути — это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда — чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. ​Сопровождение — это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка.​

Роль участников сопровождения​:

  • Педагог - четкая и последовательная ориентация ребенка на определенные пути развития, прежде всего — интеллектуального и этического.
  • Родители - носитель и транслятор определенных микрокультурных ценностей. Воздействие носит регулирующий характер.
  • Психолог - создает условия для продуктивного движения ребенка по тем путям, которые выбрал он сам в соответствии с требованиями Педагога и Семьи.

М.Р. Битянова выделяет три компонента психолого-педагогического сопровождения:

  1. Первый компонент - систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка с точки зрения его актуального состояния и перспектив ближайшего развития. Анализ состояния статуса ребенка позволяет психологу совместно с педагогом выделить две условные группы: «психологически благополучных» детей (их показатели соответствуют психолого-педагогическим требованиям или опережают их) и детей, испытывающих психологические трудности в обучении, общении и психических со-стояниях.
  2. Второй компонент - создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития «психологически благополучных» детей. Сюда входит работа психолога с детьми (развивающие занятия, организация развивающей среды, консультации по актуальным вопросам), консультирование и методическая помощь педагогам, классным руководителям. Общая цель всех форм работы в данном компоненте - создать самому или помочь организовать педагогам и родителям конкретные ситуации, образовательное и воспитательное пространство в целом, которые учитывали бы потенциал, психологические особенности детей, их актуальные интересы и потребности. Развивающая работа направлена на развитие личности в целом, ориентирована на расширение знания о себе, своих особенностях и возможностях, обучение навыкам психологического саморазвития.
  3. Третий компонент – создание специальных социально-психологических условий для решения проблем обучения, общения и психологического состояния конкретных детей. Основная цель - помочь создать для ребенка, обладающего данными психологическими особенностями, конкретными возможностями, ориентированного на решение определенных личностных задач, соответствующие условия обучения и общения. То есть такие условия, которые не провоцировали бы отклонения в поведении, внутриличностные конфликты, позволяли бы в доступной ребенку форме решить образовательные задачи. Задача педагогов - помочь ребенку найти свою «экологическую нишу», приспособить ее свойства к собственным возможностям.

Параметры эффективности деятельности психолога

  1. осуществляемый совместно с педагогами анализ среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития ребенка, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития​.
  2. определение психологических критериев эффективного обучения и развития детей​ разработка и внедрение определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития детей​ приведение этих создаваемых условий в некоторую систему постоянной работы, дающую максимальны результат​.

Таким образом, сопровождение в системе, разработанной М.Р. Битяновой, представляется нам чрезвычайно перспективным теоретическим принципом и с точки зрения осмысления целей и задач психологической практики, и с точки зрения разработки конкретной модели деятельности психолога, которая может быть внедрена и успешно реализована не в единичном авторском исполнении, а как массовая технология работы.​

Концепция педагогической поддержки О.С. Газмана

              Появление концепции педагогической поддержки и воплощение ее в практике образования относятся к концу 1980-х —началу 1990-х гг.  Это был период интенсивных реформации, прежде всего идеологического характера. Резкой критике подверглась сама модель устройства тоталитарного общества, что вызвало не только острые дискуссии по поводу оценки прошлого, но и споры о том, на какие ценности, на какую современную модель общества и образования, в частности, необходимо ориентироваться.
Газман выделил три типа реакции школьной практики на социальную ситуацию:

  • «воспитание с закрытыми глазами»: «...для школы ничего не изменилось, есть программы и учебники, в которых... рассказы о революции... о самом прогрессивном социалистическом строе... и пока других указаний нет, мы будем стоять на том, на чем стояли десятилетия...» Стоявшие на этой платформе педагогические коллективы впоследствии оказались неготовыми к демократическим переменам и вынуждены были принимать изменения резко и механистически;
  • «воспитание с открытыми глазами»: «...с одной стороны, защита детей от политических войн, предостережение их от митингов и демонстраций, понимание сложности социальных перемен. С другой, постепенное смягчение идеологических жупелов, мягкое изменение содержания воспитания... тщательное изучение идущих от министерства установок, касающихся... воспитательной работы»;
  • «проектное воспитание, или инновационный подход»: для него характерен взгляд вперед, в будущее, вера в необходимость перемен.

        В гуманистической школе осуществляется поворот к личности ребенка. Ребенок действительно становится субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчужденные от него абстрактные планы и программы. Педагоги ориентируются не только на подготовку воспитанника к будущей жизни, но и на обеспечение полноценного проживания им каждого возрастного этапа — детства, отрочества, юности — в соответствии с психофизиологическими особенностями. Это становится возможным, если школа видит в ученике не просто функцию (он должен выполнять правила для ученика), а человека, имеющего собственный сложный мир отношений, интересов, досуговых предпочтений, потребностей в яркой игровой детской жизни.
         На протяжении последних десяти лет жизни О. С. Газман стремился теоретически обосновать педагогическую поддержку ребенка в образовании и обеспечить условия для ее практической организации. Педагогическая поддержка была заявлена как особая, инновационная, сфера педагогической деятельности, направленная на самостановление и самоопределение ребенка. Педагогическая поддержка — процесс совместного определения с ребенком его собственных интересов и путей преодоления проблем, мешающих сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в различных сферах деятельности и жизнедеятельности. Педагогическая поддержка — один из структурообразующих элементов гуманистического подхода, смысловой «нерв» гуманной педагогики. Педагогическая поддержка не может быть спущена сверху, она рождается только в стенах конкретного образовательного учреждения.
        Вводя в педагогику термин «свободоспособность», О.С. Газман обращал внимание на то, что наряду с задачами социализации (подготовки к жизни в обществе) педагогика должна уделить особое внимание проблемам, связанным с процессами индивидуализации личности (подготовки к жизни с собой). Только при условии этих двух оснований, на которые может опираться педагогическая деятельность, в образовании постепенно может произойти смена парадигм — переход от тоталитарной к гуманистической и демократической. Смена происходит на уровне личностного развития прежде всего педагога, которому надо подняться над проблемами «технологического» уровня (как делать?) и ставить перед собой вопросы о смысле деятельности (что, зачем и во имя чего делать?). 
           Для ребенка разрешение его проблемы — это не только постепенное снятие напряжения, улучшение его состояния, но и своеобразный тренинг, проводимый не в специально искусственно созданных условиях с игровыми конфликтами, а в реальной ситуации его жизнедеятельности. Каждый реальный позитивный результат разрешения проблемы, достигнутый благодаря активности самого ребенка, — это его позитивный опыт выстраивания отношения к себе как субъекту, деятелю, способному управлять ситуацией, противопоставляя обстоятельствам свою волю и активность. 
         «Развитие, — отмечает О. С. Газман, — как известно, не сводится к обучению и воспитанию, и даже к интериоризации. Собирая все внешние влияния, человек совершает качественно новый акт: с возрастом сам формирует жизненные принципы и цели и активно действует — не по внешним стимулам, а по внутреннему побуждению. Действует, но не без проблем. Все успехи и трудности, которые он переживает, становятся актом его самосознания. Если он справляется с проблемой — хорошо. Если нет — человеку надо помочь. Тут и вступает в силу педагогическая поддержка».
       Если же цель образования — индивидуализация, то ясно, что ребенок должен пройти путь проявления себя и собственной жизнедеятельности в различных ипостасях, задающих его целостность: индивидной, субъектной, личностной. Это — путь «выращивания» его собственной индивидуальности.
         Итак, педагогическая поддержка (педагогика поддержки) дает профессиональное понимание того, что становление каждого ребенка в качестве субъекта собственной жизнедеятельности, частью которой является образовательный процесс на протяжении всей жизни, — объективная данность современного образования.

Концепция сопровождения Е. И. Казаковой

Концепция сопровождения как новая образовательная технология в нашей стране разработана Е. И. Казаковой (1995—2001).

Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. (Упрощенная трактовка: сопровождение — это помощь субъекту в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора.) При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система.

      Ситуации жизненного выбора — множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития.
             Введение термина «сопровождение» не является результатом научно-лингвистического эксперимента; замена его классическими — помощь, поддержка или обеспечение — не в полной мере отражает суть явления. Имеется в виду не любая форма помощи (а тем более обеспечения), а поддержка, в основе которой сохранение максимума свободы и ответственности субъекта развития за выбор варианта решения актуальной проблемы. Следовательно, в теории сопровождения важным положением выступает утверждение, что носителем проблемы развития ребенка в каждом конкретном случае выступает и сам ребенок, и его родители, и педагоги, и ближайшее окружение ребенка.
          Под «сопровождением» понимается процесс — совокупность последовательных действий, позволяющих субъекту определиться с принятием решения и нести ответственность за реализацию решения. Исходя из того, что между методом сопровождения и процессом сопровождения существует определенная связь, то под методом сопровождения понимается способ практического осуществления процесса сопровождения, в основе которого лежит единство четырех функций:

  • диагностика существа возникшей проблемы;
  • информация о существе проблемы и путях ее решения;
  • консультация на этапе принятия решения и выработка плана решения проблемы;
  • первичная помощь на этапе реализации плана решения.

Основными принципами сопровождения ребенка в условиях жизнедеятельности в образовательном учреждении являются:

  • рекомендательный характер советов сопровождающего;
  • приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне ребенка»;
  • непрерывность сопровождения;
  • мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения;
  • стремление к автономизации.

Сопровождение на современном этапе направлено на обеспечение двух согласованных процессов:

  • индивидуальное сопровождение детей в образовательных учреждениях; системное сопровождение, направленное на профилактику или коррекцию проблемы, характерной не для одного ребенка, а для системы в целом.

Основные этапы индивидуального сопровождения

           Индивидуальное сопровождение развития ребенка направлено на всестороннее развитие его задатков и способностей. Эффективность образовательного процесса во многом зависит от уровня знаний педагогом своих воспитанников, умения осуществлять дифференцированный подход к ним. Эту задачу помогает решить всесторонняя диагностика, которая дает возможность получать данные о характере и динамике психического развития, о личностных особенностях ребенка, о состоянии его здоровья и социального благополучия.

  1. Поэтому первым этапом деятельности по сопровождению развития ребенка является сбор информации о ребенке. Это первичная диагностика соматического, психического, социального здоровья ребенка. При этом используется широкий спектр различных методов: тестирование, анкетирование родителей и педагогов, наблюдение, беседа, анализ продуктов разных видов труда и деятельности ребенка, документации ОУ.
  2. Второй этап — анализ полученной информации. На основе анализа определяется, сколько детей нуждаются в неотложной помощи, каким детям необходима психолого-педагогическая поддержка, кому необходима социальная помощь и т. д
  3. Третий этап - совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов; составление плана комплексной помощи для каждого «проблемного» воспитанника.
  4. Четвертый этап - консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребенка.
  5. Пятый этап - решение проблем, то есть выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.
  6. Шестой этап -  анализ выполненных рекомендаций всеми участниками. (Что удалось? Что не получилось? Почему?)
  7. Седьмой этап - дальнейший анализ развития ребенка. (Что мы делаем дальше?)

Все этапы условны, т. к. у каждого ребенка своя проблема и в ее решении требуется индивидуальный подход. Однако для решения проблем ребенка необходимы заинтересованность и высокая мотивация всех участников процесса сопровождения: ребенка, родителей, педагогов, специалистов.

Уважаемые коллеги и посетители моего сайта! Буду очень признательна за Ваши комментарии, пожелания, отзывы о работе или любую другую обратную связь.