Термин «сопровождение» начал использоваться почти с самого начала функционирования психологической службы в нашей стране (Г.Бардиер, Р.М.Битянова, И.Ромазан, Т.Чередниковой) и активно разрабатывается, прежде всего, относительно деятельности психолога в сфере народного образования.
Сопровождать — значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. То есть, сопровождение ребенка по его жизненному пути — это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда — чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Сопровождение — это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка.
Роль участников сопровождения:
- Педагог - четкая и последовательная ориентация ребенка на определенные пути развития, прежде всего — интеллектуального и этического.
- Родители - носитель и транслятор определенных микрокультурных ценностей. Воздействие носит регулирующий характер.
- Психолог - создает условия для продуктивного движения ребенка по тем путям, которые выбрал он сам в соответствии с требованиями Педагога и Семьи.
М.Р. Битянова выделяет три компонента психолого-педагогического сопровождения:
- Первый компонент - систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка с точки зрения его актуального состояния и перспектив ближайшего развития. Анализ состояния статуса ребенка позволяет психологу совместно с педагогом выделить две условные группы: «психологически благополучных» детей (их показатели соответствуют психолого-педагогическим требованиям или опережают их) и детей, испытывающих психологические трудности в обучении, общении и психических со-стояниях.
- Второй компонент - создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития «психологически благополучных» детей. Сюда входит работа психолога с детьми (развивающие занятия, организация развивающей среды, консультации по актуальным вопросам), консультирование и методическая помощь педагогам, классным руководителям. Общая цель всех форм работы в данном компоненте - создать самому или помочь организовать педагогам и родителям конкретные ситуации, образовательное и воспитательное пространство в целом, которые учитывали бы потенциал, психологические особенности детей, их актуальные интересы и потребности. Развивающая работа направлена на развитие личности в целом, ориентирована на расширение знания о себе, своих особенностях и возможностях, обучение навыкам психологического саморазвития.
- Третий компонент – создание специальных социально-психологических условий для решения проблем обучения, общения и психологического состояния конкретных детей. Основная цель - помочь создать для ребенка, обладающего данными психологическими особенностями, конкретными возможностями, ориентированного на решение определенных личностных задач, соответствующие условия обучения и общения. То есть такие условия, которые не провоцировали бы отклонения в поведении, внутриличностные конфликты, позволяли бы в доступной ребенку форме решить образовательные задачи. Задача педагогов - помочь ребенку найти свою «экологическую нишу», приспособить ее свойства к собственным возможностям.
Параметры эффективности деятельности психолога
- осуществляемый совместно с педагогами анализ среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития ребенка, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития.
- определение психологических критериев эффективного обучения и развития детей разработка и внедрение определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития детей приведение этих создаваемых условий в некоторую систему постоянной работы, дающую максимальны результат.
Таким образом, сопровождение в системе, разработанной М.Р. Битяновой, представляется нам чрезвычайно перспективным теоретическим принципом и с точки зрения осмысления целей и задач психологической практики, и с точки зрения разработки конкретной модели деятельности психолога, которая может быть внедрена и успешно реализована не в единичном авторском исполнении, а как массовая технология работы.