Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста

28 февраля 2025 г.

Психолого-педагогическая характеристика – документ, отражающий поведение и успеваемость воспитанников, их интересы и склонности к отдельным видам занятий, физическое и умственное развитие, дисциплинированность, личностные черты.
В психолого-педагогической характеристике детей с нарушениями развития должны находить отражение не только особенности отклоняющегося развития ребёнка, но и положительные стороны его личности, а также его потенциальные возможности. В характеристике отмечаются динамические изменения в общем развитии и поведении ребёнка, происходящие под влиянием обучения и воспитания. В коррекционно-образовательном учреждении психолого-педагогическую характеристику составляет педагог-дефектолог (воспитатель) на основе изучения каждого ребёнка [С. Д. Забрамная, И. Ю. Левченко, 2005. C. 43].

В помощь педагогам для сбора материала и составления характеристики может быть предложена программа педагогического изучения детей с нарушениями развития в условиях образовательного учреждения, разработанная С. Д. Забрамной

Общие сведения о ребёнке

Содержание Методы
В характеристике необходимо указать ФИО ребёнка, дату его рождения и дату поступления в образовательное учреждение, какую возрастную группу посещает, как проходил процесс адаптации Беседа с воспитателями группы


Примеры формулировок:

  1. Ребёнок посещает [название возрастной группы], успешно адаптировался к условиям образовательного учреждения. Быстро привык к режиму дня, требованиям педагогов и сверстников. Активно участвует в занятиях, с интересом выполняет задания. Легко находит общий язык с другими детьми и педагогами.
  2. [ФИО] поступил в образовательное учреждение [дата поступления] в возрасте [возраст при поступлении]. Посещает [возрастную группу]. Адаптация к условиям ДОУ характеризуется средней степенью тяжести: процесс привыкания проходит относительно успешно, требовал времени и усилий. Имеются некоторые проблемы с речью и координацией движений, но ребёнок проявляет настойчивость и усердие в занятиях.
  3. Ребёнок, [ФИО], поступил в образовательное учреждение [дата поступления] в возрасте [возраст при поступлении]. Он посещает [возрастную группу]. Процесс адаптации был сложным. Ребёнок часто и подолгу плакал, долго отказывался от еды, испытывал трудности с засыпанием. Он терял уже приобретённые навыки, такие как контроль над мочеиспусканием. Также он остро реагировал на звуки музыки и часто простужался или болел. На сегодняшний день у ребёнка наблюдаются некоторые трудности с восприятием информации и выполнением инструкций.

Взаимодействие с родителями

Содержание Методы
Состав семьи, взаимоотношение между членами семьи и ребенком. Материальные условия жизни, занятия родителей.  Беседа с воспитателями группы, беседа с родителями


Примеры формулировок:

  1. Семья полная. В семье воспитывается двое детей, ребёнок [ФИО] - младший. Воспитатели группы характеризуют отношения между ребенком и родителями как доброжелательные, родители оказывают ему необходимую поддержку.  Семья материально обеспеченная. Родители активно взаимодействуют с воспитателями.
  2. Семья неполная. Ребенок воспитывается матерью. Семья проживает в коммунальной квартире, испытывает материальные трудности. Мать работает на нескольких низкооплачиваемых работах, чтобы обеспечить семью, не всегда может уделить должное внимание ребёнку, что приводит к конфликтам и недопониманию.
     
  3. Семья неполная, испытывает финансовые трудности. В семье воспитываются трое детей, у [ФИО] есть старший брат школьного возраста и младшая сестра. Ребенок не всегда опрятно одет и имеет запасные вещи. Приводит и забирает ребенка из детского сада мать. По наблюдениям педагогов взаимоотношения между матерью и ребенком эмоционально не стабильны.
  4. Ребенок воспитывается в полной семье и является первым ребенком. Семья социально благополучная, моральная обстановка хорошая. Стиль семейного воспитания демократический (строится на отношении доверия и согласия, где учитываются интересы ребенка). Для успешного развития ребенка созданы благоприятные условия для игр и занятий. Девочка всегда опрятно выглядит.

Физическое состояние

Содержание Методы
Особенности физического развития (данные о росте, массе тела, упитанности, особенностях осанки и др.); нарушения движений; наличие параличей, парезов; стереотипные и навязчивые движения, жесты, мимика. Утомляемость при физических нагрузках. Выдерживает ли нагрузки, предусмотренные режимом данного детского учреждения. Наблюдение во вре мя занятий, игр и т. д.


Примеры формулировок:

  1. Физическое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Рост [указать значение в сантиметрах], вес [указать значение в килограммах], соответствует возрасту. Телосложение гармоничное, упитанность в норме. Движения скоординированные, ловкие, соответствуют возрастным нормам. Утомляемость при физических нагрузках не наблюдается. Легко справляется с нагрузками, предусмотренными режимом дошкольного учреждения. Мимика живая, эмоциональная, соответствует ситуации. 
  2. Физическое развитие соответствует возрасту, но есть небольшие отклонения от нормы. Рост [указать значение в сантиметрах] при среднем значении для возраста [указать среднее значение], вес [указать значение в килограммах] при среднем весе для возраста [указать средний вес]. Телосложение гармоничное, но есть небольшие отклонения в упитанности. Двигательные навыки сформированы неравномерно, наблюдаются незначительные нарушения координации. Наблюдаются стереотипные и навязчивые движения: при смене режимных моментов наблюдаются повторяющие движения покачивания головой [прикосновение к лицу, волосам, одежде]. В целом справляется с физическими нагрузками, предусмотренными режимом дошкольного учреждения, но иногда наблюдается небольшая утомляемость.
  3. Физическое развитие отстаёт от возрастных норм. Рост [указать значение в сантиметрах] при среднем значении для возраста [указать среднее значение] меньше на [указать количество сантиметров], вес [указать значение в килограммах] при среднем весе для возраста [указать средний вес] меньше на [указать количество килограммов]. Телосложение гармоничное, но есть отклонения в упитанности. Наблюдаются нарушения движений, координации. Мимика невыразительная, не соответствует ситуации. Есть незначительные параличи или парезы. С трудом выдерживает физические нагрузки, предусмотренные режимом дошкольного учреждения. Быстро утомляется.

Особенности познавательной деятельности

   

Состояние органов чувств (слуха, зрения, обоняния, вкуса, осязания). Не бывает ли обманов чувствен ного восприятия (иллюзий, галлюцинаций).
Особенности речи. Владеет ли связной речью или изъясняется отдельными словами. Дефекты произно шения и их характер. Понимание устной речи (указаний, инструкций, объяснений). Запас слов. Сформированность грамматического строя речи. Умеет ли давать полные ответы на вопросы и связно рассказывать. Нет ли многоречия, нецеленаправленности речи. Понимание письменной речи (написанных слов, тек стов книг, таблиц и т. д.).
Особенности внимания. Легко ли привлекается внимание; устойчивость внимания. Способность распределять внимание. Переключаемость с одного вида деятельности на другой.
Особенности восприятия и осмысливания воспринимаемого. Понимает ли окружающую обстановку, не бывает ли случаев помрачения сознания. Знает ли на звания и назначения простых предметов. Соотносит ли реальные предметы и их изображения на картинках. Понимает ли содержание картин. Улавливает ли главное в воспринимаемом. Умеет ли классифицировать предметы и делать простые обобщения. Способен ли самостоятельно понять содержание прослушанного текста. Улавливает ли причинно-следственные связи.
Особенности памяти. Как запоминает; преобладающий вид памяти (зрительная, моторная, слуховая, «смешанная»). Быстрота запоминания. Надолго ли запоминает (прочность запоминания). Что лучше за поминает: цифры, факты, описания. Особенности процесса припоминания.

Изучение медицинской документации. Специальные исследования.
Наблюдение за речью ребёнка. Беседы с ребёнком.
Логопедическое обследование.  Наблюдение за ребёнком на занятиях и в свободное от занятий время. 


Примеры формулировок:

  1. Обманов чувственного восприятия не наблюдается. Ребёнок адекватно реагирует на окружающие его звуки, предметы. Ребёнок владеет связной речью, говорит чётко, внятно, без дефектов произношения. Понимает и выполняет устные инструкции, может дать полный ответ на вопрос или рассказать о чём-либо. Ребёнок может долго сосредотачиваться на одном занятии. Устойчивость внимания удовлетворительная, может долго заниматься одним делом. Ребёнок проявляет интерес к окружающему миру, задаёт вопросы и активно ищет на них ответы. Он понимает назначение простых предметов и может объяснить, для чего они нужны. Например, он знает, что ложкой едят, а расческой причёсываются. Дошкольник легко соотносит реальные предметы и их изображения на картинках. Он без труда показывает, где на картинке дом, машина, дерево и другие знакомые объекты. Ребёнок понимает содержание картин и может рассказать, что на них происходит. Он улавливает главное в воспринимаемом и может выделить основные объекты или действия на картине. Ребёнок запоминает новую информацию быстро, легко воспроизводит полученные знания. Преобладает зрительный вид памяти. Информацию запоминает быстро, легко воспроизводит. 
  2. В речи ребёнка наблюдаются незначительные фонетические и фонематические дефекты, которые не оказывают существенного влияния на понимание речи и коммуникацию. Ребёнок способен понимать устные инструкции, отвечать на вопросы и делиться своими мыслями, однако иногда допускает ошибки в произношении звуков.
    Внимание ребёнка характеризуется неустойчивостью: ему трудно сосредоточиться на одном занятии, он быстро отвлекается на посторонние раздражители и теряет интерес к деятельности. Устойчивость внимания находится на низком уровне.
    Ребёнок хорошо ориентируется в ближайшем окружении, называет некоторые часто встречающиеся предметы и их функции. Он умеет подбирать похожие или одинаковые картинки, но не всегда может найти отличия между ними. Также ребёнок называет животных, но не всегда правильно определяет их детёнышей. Он знает основные цвета и способен выделить два предмета из множества. Однако возникают трудности при определении материалов, из которых сделаны некоторые предметы, а также при распределении предметов по категориям, например, фруктов и овощей.
    Невербальные действия преобладают над вербальными. 
    Лучше всего ребёнок запоминает информацию после прослушивания и зрительного восприятия. Преобладает смешанный вид памяти.

Примеры формулировок после проведения диагностической процедуры:

  1. Общая осведомленность. Недостаточный объем сведений об окружающем мире (субтест «Парные картинки» - ребенок выполнил задание, но испытывал трудности в названии некоторых предметов: бабочка, матрешка).Особенности восприятия. Сформированность зрительного восприятия в пределах возрастной нормы (субтест «Коробка форм» - задание выполнено методом проб и ошибок, частично – путем зрительного соотнесения). Геометрические фигуры соотносит, называет - «круг», «квадрат». Основные цвета соотносит, показывает, называет. Понятие величины сформировано в пределах возраста. Степень овладения зрительным синтезом сформировано недостаточно (субтест «Разрезные картинки» - не все предметы смогла определить).Особенности памяти. Уровень развития непроизвольной памяти в пределах возраста (субтест «Угадай, чего не стало?» - два предмета). Особенности мышления. Наглядно-действенное мышление в пределах возраста (субтест «Разрезные картинки» - выполняла задание методом проб, 2-х составную картинку собрала самостоятельно, 3-х составную – после показа взрослого; субтест «Матрешка» - справилась без помощи взрослого). Особенности внимания. Концентрация внимания, зрительная память в пределах возраста (субтест «Парные картинки» - ребенок нашел все пары).
  2. Общая осведомленность. Сведения об окружающем мире ниже возрастной нормы (субтест «Покажи и назови» - ребенок ответил верно в 5 случаев из 8, затруднения вызвали вопросы о профессиях: повар, продавец. Субтест «8 предметов» выявил затруднения - ребенок не смог дать названия ряду предметов). Особенности восприятия. Точность и осмысленность восприятия в пределах возраста (основные цвета соотносит, называет; основные геометрические формы различает, называет, величину выделяет). Пространственные представления сформированы недостаточно. Степень овладения зрительным синтезом сформировано недостаточно (субтест «Разрезные картинки» - не все предметы смогла определить, собирала путем зрительного соотнесения, были ошибки, которые самостоятельно увидеть затруднилась, но после показа взрослого выполняла самостоятельно без ошибок). Особенности памяти. Объем непосредственной образной памяти в пределах возраста (субтест «10 предметов» - 5 объектов) при этом отмечается неточность воспроизведения, повторения одних и тех же слов. Особенности мышления. Уровень развития наглядно-образного мышления ниже возрастной нормы (субтест «Найди домик для картинки» - ребенок группирует картинки, но допускает ошибки, подбор обобщающего понятия вызывает затруднения). Особенности внимания. Внимание достаточно устойчивое, длительность сосредоточения и переключения внимания удовлетворительная (субтест «Лабиринты» - ребенок проявлял интерес и сосредоточенность, в некоторых случаях возникали трудности с поиском правильного пути через лабиринт, но при повторном выполнении справлялась самостоятельно; субтест «Найди такую же картинку» - ребенок выполнил задание самостоятельно, трудностей не возникло). Особенности воображения.  Низкий уровень развития воображения (субтест «На что похоже?» - в ряде предлагаемых вариантов ассоциации не предлагает, в одном варианте ассоциации носят примитивный характер).

Эмоционально-волевая сфера

Содержание Методы
Преобладающее настроение ребёнка (весёлое, грустное). Отмечаются: возбудимость, тормозимость, не уравновешенность, спокойствие. Реакция на происходящее вокруг. Свойственны ли ребёнку чувства страха, удивления, восторга, сострадания. Способность к во левому усилию в занятиях, в поведении. Умеет ли сдерживать себя от недозволенных действий. Наблюдение за ребёнком на различных занятиях, вне их, на экскурсиях, в играх и т. д.


Примеры формулировок:

  1. Отмечается преобладание весёлого настроения, ребёнок легко идёт на контакт, проявляет интерес к играм и занятиям. Эмоциональное состояние ребёнка оценивается как устойчивое, без признаков тревожности.
  2. Ребёнок проявляет негативные эмоции в определённых ситуациях. По наблюдениям педагогов группы ребенок проявляет негативные эмоции в случае усталости, физиологических потребностей. В остальное время ребёнок демонстрирует положительные эмоции, активно участвует в играх и занятиях.

  3. Ребёнок проявляет признаки эмоциональной нестабильности, которые выражаются в частых сменах настроения, вспышках гнева, плаксивости и тревожности. В процессе общения со взрослыми и сверстниками проявляет неуверенность и робость, иногда становится агрессивным.

  4. Ребенок  отличается повышенной тревожностью и чувствительностью к критике. Часто плачет и жалуется на одиночество. Проявляет интерес к творчеству, но испытывает трудности в общении со сверстниками.

Особенности личности

Содержание Методы
Соблюдение правил поведения. Как проявляет себя в учебной, трудовой и игровой деятельности. Нравственные качества: отношение к родным, близким, товарищам. Взаимоотношения с взрослыми, с другими детьми. Проявления чувства привязанности, любви, доброго отношения к окружающим; склонность вре дить, обижать других, лживость и др. «Разрушительные» наклонности, склонность к бродяжничеству, агрессии, в том числе аутоагрессии и т. п. Наблюдение за ребёнком в различных видах деятельности


Примеры формулировок:

  1. Ребёнок проявляет инициативность в общении, игре, познавательной деятельности. С удовольствием принимает участие в мероприятиях, предложенных взрослыми Охотно помогает сверстникам, взрослым, проявляет заботу о сверстниках. Легко вступает в контакт со взрослыми и сверстниками, не боится публичных выступлений. Умеет слушать, сопереживать, оказывать поддержку.

  2. Ребёнок проявляет замкнутость в общении со сверстниками и взрослыми. Предпочитает играть в одиночестве, избегает участия в коллективных мероприятиях. Может проявлять физическую агрессию, вербально оскорблять других детей. Может демонстрировать нетерпимость к другим людям. Не учитывает интересы других детей.


Список использованной литературы:

  1. Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Ю. Левченко [и др.] ; под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. – М. : Академия, 2005