Игротерапия: метод психотерапевтического воздействия на детей дошкольного возраста

25 февраля 2025 г.

Игротерапия представляет собой уникальный метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых, основанный на игре. Единицей игры и одновременно ключевым моментом, который объединяет все ее аспекты, является сюжет. Сюжет игры — это область действительности, воспроизводимая в ней. Содержанием игры служит то, что дети воспроизводят как основной момент деятельности и отношений между взрослыми в их взрослой жизни.
Проблемой использования игры в психокоррекционных целях занимались Л. Абрамян (1986), А. Варга (1989), И. Выгодская (1984), А. Захаров (1986-1988) и А. Спиваковская (1988). Основным принципом игровой коррекции, сформулированным А.С. Спиваковской, является воздействие на ребенка с учетом специфики обстановки и контакта. Б.Д. Карвасарский и А.И. Захаров считали, что целью коррекции служит перенос отрицательных эмоций и качеств ребенка на игровой образ.

Последовательность коррекционных методик по А.И. Захарову

1. Беседа. Этот этап предполагает открытый разговор с ребенком, во время которого выявляются его проблемы и переживания.
2. Спонтанная игра. На этом этапе детям предоставляется возможность свободно самовыражаться, снимая напряжение, страхи и фантазии.
3. Направленная игра (импровизация сюжета). Направленная игра позволяет детям развивать сюжет и роли, что способствует разрешению внутренних конфликтов.
4. Внушение. На заключительном этапе происходит перенос полученных навыков и опыта на реальную жизнь.

Функции игры по А.И. Захарову

1. Диагностическая функция. Игра помогает уточнить психопатологию, особенности характера ребенка и его отношения с окружающими.
2. Терапевтическая функция. Игра предоставляет ребенку возможность эмоционального и моторного самовыражения, позволяя ему отреагировать на напряжение, страхи и фантазии. Разыгрывая прошлые переживания в новых формах поведения, ребенок пытается разрешить свои внутренние конфликты.
3. Обучающая функция. Игра способствует перестройке отношений, расширению диапазона общения и жизненного кругозора, а также социализации. Дети играют спонтанно, не преследуя каких-либо определенных целей, и научение происходит постепенно и незаметно в процессе игры.

Правила игротерапии по А.И. Захарову

- Игра применяется как средство диагностики, коррекции и обучения.
- Выбор игровых тем отражает значимость для психолога и интерес для клиента.
- Руководство игрой способствует развитию самостоятельной инициативы детей.
- Спонтанные и направленные игры — это две взаимодополняющие фазы единого игрового процесса, в котором главное — возможность импровизации.
- Соотношение спонтанного и направленного компонентов зависит не столько от возраста детей, сколько от их клинических особенностей.
- Игра не комментируется взрослым.
- Направленное воздействие на клиента осуществляется через характеры, воспроизводимые им и психологом.

Этапы игротерапии по А.И. Захарову

1. Объединение детей в группу начинается с совместной и интересной для них деятельности в виде экскурсий в музей, предметных игр и рассказов об увлечениях.
2. Рассказы сочиняются дома и по очереди рассказываются в группе.
3. Игра проводится на тему, предлагаемую детьми и терапевтом. В играх последовательно воспроизводятся рассказы, сказки, условные и реальные ситуации. Важно отметить, что по мере движения группы вперед, содержание ролевых игр меняется от терапевтически направленных до обучающих.
4. Обсуждение — заключительный этап игровой психотерапии.

Индивидуальная и групповая игротерапия

Противопоказания для групповой игротерапии:

- Ярко выраженная детская ревность, выступающая в форме конкуренции с сиблингами.
- Явно выраженное асоциальное поведение, представляющее угрозу для безопасности партнеров по группе.
- Крайняя агрессивность.
- Актуальное стрессовое состояние.

Противопоказания для индивидуальной игротерапии

- Сверхглубокая степень умственной отсталости ребенка.

Групповая игротерапия

Групповая игротерапия — это психологический и социальный процесс, в котором дети естественным образом взаимодействуют друг с другом, приобретая новые знания не только о других детях, но и о себе. Этот метод подразумевает игру как терапевтический процесс и является эффективным средством коррекции функциональных нервно-психических расстройств, психосоматических заболеваний и психопрофилактики.
Групповая игротерапия призвана помочь ребенку осознать свое реальное «Я», повысить его самооценку и развить потенциальные возможности, отреагировать на внутренние конфликты, страхи, агрессивные тенденции, уменьшить беспокойство и чувство вины.
В задачи игротерапии не входит коррекция группы как социальной единицы, поэтому при наборе группы руководствуются следующими принципами:

- Группа должна состоять из детей с разными нарушениями.
- Детей следует помещать в такую группу, где они не получат дополнительную психическую травму.
- Члены группы не должны быть знакомы до начала игротерапии.
- Разница в возрасте не должна превышать 1 года.

Численность детей в группе по Захарову:

- В возрасте 4-5 лет — 4 человека.
- В возрасте 5-11 лет — 6 человек.
- В возрасте 11-14 лет — 8 человек.

Игротерапия с различным материалом. 

Структурированный материал включает определённые образы: игрушки, кукольный театр, изображения людей, макеты животных, еды и так далее. Играя с этими предметами, ребёнок может выразить своё отношение к ним, научиться обращению с ними или построить свои игры с учётом предложенных элементов. 3

Неструктурированный материал подразумевает двигательную активность и использование таких материалов, как песок, вода, глина, пластилин, краски и так далее. Такие игры помогают при отказе ребёнка от сотрудничества, его нежелании или неумении выразить свои чувства, а также при невозможности выразить обуревающие его чувства и эмоции, например, злость на родителей или обиду. В процессе игротерапии происходит постепенное движение от неструктурированных игр к более структурированным.

Практическая реализация метода игротерапии в психокоррекционной практике

Игротерапия широко применяется в психокоррекционной практике как средство, способствующее коррекции поведения и общения дошкольников. В рамках игротерапии выделяются три основных направления работы:

1. Первый блок направлен на объединение детей. Создается добрая и безопасная обстановка, в которой каждый ребенок чувствует поддержку и желание помочь в решении проблем. Для этого используются развлекательные, предметные и подвижные игры.
2. Второй блок представляет собой основную коррекционную работу. В основе этой работы лежит коррекция личностных черт и обучение социально желаемым формам общения и поведения, что осуществляется на основе диагностических данных. Методы и приемы коррекции подбираются с учетом индивидуальных проблем каждого ребенка.
3. Третий блок направлен на закрепление полученных навыков и форм общения в совместных играх детей. Используются разнообразные игровые и неигровые приемы, которые развлекают детей, помогают предотвратить конфликтные ситуации и способствуют взаимопониманию, рефлексии и контролю над своим поведением.

Общие показания к проведению игротерапии

Игротерапия показана при следующих проблемах:
- Социальный инфантилизм;
- Замкнутость и необщительность;
- Фобические реакции (страхи);
- Сверхконформность и сверхпослушание;
- Нарушения поведения;
- Вредные привычки;
- Неадекватная полоролевая идентификация у мальчиков.

Важно отметить, что игротерапия никогда не применяется при аутизме и неконтактной шизофрении.

Игровые занятия

Игровые занятия начинаются с игр, направленных на улучшение общего психологического самочувствия. Эти игры:
- Обеспечивают эмоциональную разрядку;
- Снижают страх неожиданного воздействия, нападения, наказания, темноты, замкнутого пространства и одиночества;
- Улучшают гибкость в поведении и способность быстро принимать решения;
- Помогают освоить групповые правила поведения;
- Налаживают контакт между родителями и детьми;
- Развивают ловкость и координацию движений.

Примеры игр, направленных на коррекцию страхов

Игра "Пчёлка в темноте"
Взрослый читает текст, а ребёнок выполняет действия: «Пчёлка перелетала с цветка на цветок (в качестве цветов можно использовать стулья и диваны). Когда пчёлка наелась нектара и устала, она уснула в красивом цветке (под стулом или столом). Наступила ночь, и лепестки цветка начали закрываться (стул или стол накрывается темной материей). Но вот взошло солнце (материя убирается), и пчёлка снова начала веселиться, перелетая с цветка на цветок». Игру можно повторять, увеличивая плотность материи, чтобы сделать темноту более густой.

Игра "Сова и зайцы"
Эту игру лучше проводить в вечернее время, чтобы создать темноту. Свет можно приглушать постепенно. Выбираются роли совы и зайцев (или одного зайца). Когда свет включен (день), сова спит, а зайцы прыгают. Когда свет выключается (наступает ночь), сова вылетает, ищет зайцев и кричит: «У-у-у». Зайцы замирают. Если сова находит зайца, он становится совой.

Примеры игр на расслабление и снятие напряжения

Игра "Буратино"
Взрослый читает текст и выполняет движения вместе с ребёнком: «Представьте, что вы превратились в куклу Буратино. Встаньте прямо и замрите в позе куклы. Всё тело стало твёрдым, как у Буратино. Напрягите плечи, руки, пальцы, представьте, что они деревянные. Напрягите ноги и колени, пройдитесь так, словно тело стало деревянным. Напрягите лицо и шею. Наморщите лоб, сожмите челюсти. А теперь из кукол превращаемся в людей, расслабляемся и размякаем».

Игра "Подарки"
Описание игры: «Вы любите, когда вам дарят игрушки? Вот мы сейчас и будем делать друг другу подарки», — обращается к детям воспитатель. Он предлагает им построиться в большой круг и назначает того, кто первый будет выбирать себе подарок. Этот ребёнок выходит на середину круга, а воспитатель вместе с детьми ведёт хоровод, перечисляя игрушки. С окончанием текста дети останавливаются. Воспитатель спрашивает у стоящего в кругу, какой из перечисленных подарков он хотел бы получить. Если он выбирает коня, все дети изображают, как скачет конь. Если выбирается кукла, все танцуют, как куклы, если волчок — все кружатся, а если самолёт — все подражают полёту и приземлению. Каждому разрешается выбрать себе в подарок любой из изображаемых предметов. Выбранный ребёнок становится в центр круга вместо получившего подарок.

Примеры игр, направленных на коррекцию агрессии

Игра "Рубка дров"
Описание игры: Педагог: «Скажите следующее: Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны, находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: «Ха!» Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.

Игра "Маленькое привидение"  
Описание  игры: «Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши. «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!».

Список использованной литературы:

  1. Игра как способ преодоления неврозов у детей / А. И. Захаров. - Санкт-Петербург : Изд-во КАРО, 2006. - 410, [1] с. : ил.; 21 см.