Страхи у детей дошкольного возраста — это распространённое явление, которое может вызывать беспокойство у родителей и педагогов. Однако страхи могут быть как временным явлением, так и признаком более серьёзных проблем. В таких случаях важно обратиться за помощью к специалистам, которые помогут ребёнку справиться с проблемой. Одним из эффективных методов работы со страхами у дошкольников является игротерапия. Игротерапия — это метод психотерапии, основанный на использовании игры как основного инструмента для достижения терапевтических целей. В процессе игры ребёнок может выразить свои чувства, переживания и страхи, а также научиться справляться с ними. Для работы со страхами у дошкольников можно использовать различные игры, которые помогут ребёнку выразить свои чувства и переживания, а также научиться справляться с ними.
Правила обращения со страхами.
1. Страхи больше всего боятся смеха, поэтому просто необходимо увидеть смешное в страшном (бандит, к примеру, оказался таким толстым, что мог только лежать на диване).
2. Еще страхи не любят, когда о них рассказывают, пытаются их детализировать и анализировать. Страхи чувствуют себя в этот момент бабочкой, пойманной в сачок. Чем больше говоришь о страхе - тем он становится меньше.
3. Также страхи терпеть не могут, когда в них начинают играть, пытаются нарисовать, вылепить из пластилина, склеить из бумаги - да просто осуществить с ними разнообразные действия, которых страхи просто не переносят. От этих действий (психологического манипулирования страхами) страхи вместе со страшными снами начинают таять, как тает снег в весенний погожий день.
Какие игры можно использовать для работы со страхами?
"Змей Горыныч, бойся, злодей, Иван-царевич тебя сильней".
Цель игры: снятие страха перед агрессией (нападением сказочного существа); реализация индивидуального подхода.
Процедура игры: Игра направлена на снятие страха у одного-двух участников. Другие дети выступают в качестве одного из условий успешной коррекции (групповая помощь).
Например, кто-то из детей очень боится «Змея Горыныча». Страх перед сказочным персонажем снимается за 1-2 игровых занятия. Сначала детям предлагается самим нарисовать Змея Горыныча, затем сыграть битву с ним.
«Построен» Сказочный город (поставленные по кругу стулья). В нем живут царевич, царевна и ремесленники. Город сторожат 2 стражника. Иван-царевич уходит на охоту. Царевна готовит обед. Ремесленники работают (кузнец кует, маляр красит и др.). Стражники обходят город. Вдруг налетает Змей Горыныч». Он ранит стражников, убивает ремесленников, а царевну уводит в свою пещеру. Змей Горыныч восстает перед пещерой и сторожит ее. Иван-царевич возвращается с охоты. Стражник (раненый) показывает, куда Змей Горыныч увел царевну. Иван-царевич идет сражаться со Змеем Горынычем. Они борются, Иван-царевич побеждает Змея Горыныча. Из пещеры выходит царевна. Иван-царевич ведет ее в город. Ремесленники радуются, кричат «ура», хлопают в ладоши. Дети могут сопровождать ролевые действия текстом.
Стражники.
Сторожим мы дивный град.
Ты солдат, и я солдат.
День и ночь дозор стоит,
Змей нигде не пролетит.
Царевна.
Не стряпуха я, царевна,
Но поесть люблю отменно.
А царевичу Ивану на обед
Приготовлю сырники, омлет.
Поварское дело я люблю,
Всех я вкусно накормлю.
Маляр.
Я, конечно, молодец,
Крашу царский я дворец.
Золотом блестят все залы,
А вот синие порталы,
Трон серебряный сверкает...
Маляр дело свое знает.
Кузнец.
Кому подковы, кому латы?
Кузнец не требует награды.
Он сделает и щит, и шлем,
Кому что нужно - поможет всем.
Иван-царевич.
Где мой меч? Бегу скорей!
Берегись, коварный змей!
Расправлюсь живо я с тобой,
Царевну привезу домой.
Знай, Горыныч, злость всегда
Добром будет побеждена!
Дети.
Славный воин наш Иван,
Справился со змеем сам!
Без подмоги - молодец!
Русский богатырь - храбрец!
Замечания к игре:
1. Все роли распределяются между детьми.
2. Ивана-царевича предлагается сыграть тому ребенку, у кого замечен ярко выраженный страх перед сказочными персонажами.
3. После окончания игры обсудить, что чувствовал каждый ребенок в игре. Показать, что не надо бояться страшных персонажей.
4. Стимулировать импровизацию и фантазию детей в игре.
Спрятанные проблемы.
Цель: помочь детям выразить свои чувства, снизить уровень тревожности, страхов
Материал: пустая емкость с крышкой (ящичек, коробка, баночка), в крышке проделывается отверстие, чтобы туда можно было просунуть небольшой лист бумаги, фломастеры, бумага.
Ход игры. Взрослый предлагает ребенку нарисовать что (или кто) его тревожит, пугает, рассказать об этом, а потом бросить рисунок в ящик, т.е. спрятать проблему. Если у ребенка недостаточно развиты изобразительные навыки или он отказывается рисовать, можно предложить ему рассказать о своей проблеме, затем дунуть на чистый листочек («вложить» в него проблему) и «спрятать» ее в ящике.
Пятнашки.
Цель: уменьшения страхов детей, неуверенности в себе.
Оборудование: ограниченная площадка, стулья, расставленные произвольно.
Ход игры. У игры есть определенные правила: не выходить за пределы площадки, не задевать стулья, не пятнать через стул (они как бы цельные колонны), кто нарушит правила, тот становится водящим, который будет пятнать. Избегая водящего можно только увертываться, отворачиваться. Пятнать можно только по спине, что еще более усложняет задание. Игра длится не больше 5 минут, до появления первой усталости. В роли пятнающего должны поочередно быть все дети.
Жмурки.
Цель: развитие выдержки, терпения у нервно ослабленных детей, снижение интенсивности страха темноты, одиночества, неожиданного, внезапного воздействия.
Оборудование: ограниченная площадка, стулья, стоик, детская мебель расставленные произвольно.
Ход игры. Дети располагаются между предметами мебели с условием не двигаться и ничем не выдавать себя, когда их ищет водящий. Если водящий с повязкой на глазах долго никого не находит, можно обнаружить себя, даже напугать, похлопать в ладоши, покричать, когда он оказывается рядом. Ведущий в свою очередь всячески пытается напугать тех, кого он ищет, чтобы участники игры обнаружили себя. Желательно еще угадать, кто попался: ощупать его, назвать его имя. Победителем считается тот, кто больше нашел участников игры. В роли водящего поочередно должны побывать все дети группы.
Прятки.
Цель: снижение интенсивности страхов одиночества детей, развитие выдержки, терпения.
Оборудование: помещение, где можно спрятаться, ничем не обнаружить себя.
Ход игры. Маршрут, по которому пойдет водящий, заранее разрабатывается. Затем участникам дают возможность спрятаться, и начинается поиск. Те, кого нашли, идут с ним вместе. Ненайденные участники игры затем выходят так, чтобы не обнаружить себя.
Кто первый?
Цель: преодоление посредством эмоционального вовлечения и группового подражания состояния скованности и торможения, когда нужно быстро действовать, снять оцепенение, страх и неуверенность в себе.
Оборудование: два стула, для поощрительных призов можно приготовить значки, конфетки, картинки и т.п.
Ход игры. Дети выстраиваются в одну линию, а ведущий сообщает, что, как только он скажет определенное слово, все должны прыгать как зайчики, преодолевая расстояние до двух стульев, с тем, чтобы проскочить между ними и, вернувшись взять первым приз. Пусковым словом может быть одно из названий животных, или цвета, или мебели в группе. Но, прежде чем назвать его, следует сказать другие слова, что создает элементы ожидания, неизвестности, путаницы и вместе с тем неожиданности и внезапности. Во время прыжков участники игры создают препятствия друг другу, так как каждый стремится быть первым. Физически более слабые дети находятся сначала в середине линии и могут быстрее или, по крайней мере, наравне со всеми добраться до стульев. Воспитатель участвует в игре и также стоит впереди шеренги.
Быстрые ответы.
Цель: преодоление состояния скованности посредством группового подражания, когда нужно быстро действовать, снять оцепенение, страх и неуверенность в себе.
Оборудование: площадка, расчерченная на квадраты, длиной в один шаг; призы для детей (конфетки, картинки, значки и т.п.)
Ход игры. Игровая площадка делится на квадраты длиной в один шаг, впереди на стуле сидит воспитатель и держит в руках приз. В быстром темпе детям, стоящим на одной линии, задаются вопросы, на которые нужно ответить сразу же, без долгого раздумывания. Вопросы самые простые, и на них можно отвечать не только буквально, но и шутливо. Ответивший на вопрос делает шаг вперед, а те, кто не ответил, остаются на месте, но воспитатель облегчающими вопросами помогает им, так что все, в конце концов, достигают финишной черты и получают призы. Затем место воспитателя занимают по желанию дети, используя как готовые, так и свои вопросы.
Заклинатели змей.
Цель: снятие или уменьшение страха перед сказочным персонажем Змеем Горынычем.
Оборудование: ровная площадка.
Ход игры. Перед началом выполнения детям, объясняют, что были такие заклинатели змей и что они жили со змеями в большой дружбе, позволяли змеям обвиваться, вокруг себя. Далее дети делятся на пары: заклинателя и его змеи. Змеи руками обхватывают своего хозяина и прижимаются телом, заклинателю не разрешается придерживать или касаться руками своей змеи. Затем ведущий объявляет танец «Заклинателей змей», похлопывая ритмично и задавая последовательность движений (подпрыгиваем, кружимся и т.д.). Змеи по мере танца теряют своих хозяев. Побеждает наиболее дружная пара змеи и заклинателя, сумевшая дольше всех сохранить телесный контакт.
Баба Яга.
Цель: уменьшение страха перед сказочным персонажем.
Оборудование: элементы костюма или маска Бабы Яги, веточка, круг, вырезанный из бумаги.
Ход игры. По считалке выбирается Баба-Яга. Затем в центре комнаты кладется круг, вырезанный из бумаги. Баба-Яга берет в руки веточку — помело и становится в центр круга. Дети бегают вокруг круга и дразнят:
Баба-Яга - Костяная нога.
С печки упала, ногу сломала,
Пошла в огород, испугала народ,
Побежала в баньку, испугала зайку.
Баба-Яга скачет из круга на одной ноге и старается коснуться ребят «помелом». Кого она коснется, тот останавливается и замирает на месте. Игра продолжается до тех пор, пока не будут осалены все дети.
Использование различных игр и методов игротерапии является важным и эффективным способом работы со страхами у детей дошкольного возраста. Это помогает им не только справляться с текущими страхами, но и развивать уверенность в себе и своих силах.