Изотерапия — это метод психотерапии, основанный на творчестве и изобразительной деятельности. Он позволяет детям выразить свои эмоции, переживания и страхи через рисунок. Изотерапия широко применяется в работе с дошкольниками, так как она способствует развитию творческих способностей, самовыражению и снижению эмоционального напряжения.
Варианты проведения техники для дошкольников
«Рисуем свой страх»
Цель: дать ребенку возможность перенести свою ситуацию в новые обстоятельства, пережить и осознать ее заново, увидеть свою ситуацию извне, открыть новые возможности поведения.
Материал: листы бумаги, цветные карандаши или фломастеры.
Ход упражнения. Педагог предлагает нарисовать героя сказки или мультфильма, который боится того, что и ребенок. При этом обращает внимание на те детали переживаний и поведения, которые присущи ребенку, и стараться отразить их в рисунке. В ситуации, из которой ребенок не видит выхода, очень важно предложить ребенку возможную альтернативу, так как важно нарисовать с ребенком не только ситуацию негативного переживания, но и альтернативную ситуацию, в которой уже присутствуют изменения, и закончить рисунок на позитивной ноте.
Тревожный персонаж
Цель: ослабить переживания ребенка, показ альтернативы освобождения.
Материал: листы бумаги, гуашевые краски, кисти.
Ход упражнения. Используется нарисованный ребенком рисунок того, чего он боится, или только что нарисованный рисунок страха. Педагог предлагает закрасить «тревожный» персонаж поверх рисунка краской, педагог говорит, что он спрятался, забрался в ящик, исчез, а потом он оттуда снова вылезает. И педагог предлагает нарисовать его уже меньшего размера, без устрашающих деталей (зубов, когтей – если это зверь, оружия – если человек). Затем его снова закрашивают. И так несколько раз. В конце концов, персонажа снова закрашивают, педагог говорит, что он ушел, улетел, его больше не видно.
Трансформация объекта страха
Цель: изображение объекта страха ребенка, трансформируя и изменяя его облик, ослабление переживаний ребенка, связанных со страхом перед определенными людьми.
Материал: листы бумаги, фломастеры, цветные ручки или карандаши.
Ход упражнения. Педагог предлагает нарисовать персонажа, например, полицейского, который звонит в дверь квартиры, но не самого ребенка, а Петиной или Вовиной.
Если ребенок боится определенного типа людей (с бородой, с палкой и т.п.), то необходимо нарисовать такие подробности.
Далее предлагается изобразить, что с этим персонажем может случиться смешного: у него случился насморк, он достает платок, из кармана у него вывалился бутерброд, который дала ему мама, чтоб он не проголодался, у него могут оказаться носки разного цвета, потому что он торопился на работу и все перепутал и т.п.
Чем более подробно и смешно изображаются изменение, тем слабее становится переживание ребенка.
Рисование руками.
Цель: помочь ребенку выйти из состояния зажатости и на уровне тела, и на уровне эмоций.
Материал: большие листы бумаги (ватман, обои), пальчиковые краски.
Ход упражнения. Ребенку предлагается рисовать, независимо от сюжета, на листах бумаги большого формата, использование густой краски, рисование руками. Все это позволяет ребенку расслабиться на уровне тела, так как он вынужден сделать глубокий вздох, широкий взмах рукой, чтобы закрасить большую поверхность. А также расслабиться на уровне эмоций, так как ребенок переживает значимость из-за большой величины изображения, обилия краски.
Рисование "волшебного щита"
Цель: дать ребенку чувство защищенности и безопасности.
Материал: листы бумаги, краски, цветные карандаши.
Ход упражнения. Ребенку предлагается нарисовать щит, который будет защищать его от страхов. Щит может быть любой формы и цвета, с любыми узорами и символами. Обсуждение: что символизирует щит, почему он помогает ребенку чувствовать себя защищенным.
Рисование "волшебной двери"
Цель: помочь ребенку найти выход из ситуации, вызывающей страх.
Материал: листы бумаги, краски, карандаши.
Ход упражнения. Педагог предлагает нарисовать дверь, которая ведет в безопасное место. Это может быть дверь в домик, в волшебный лес, на пляж и т.д. Ребенок рисует, что находится за дверью, кто там его встречает, какие звуки он слышит. Обсуждение: что помогает ребенку чувствовать себя в безопасности за этой дверью, что он может сделать, чтобы открыть эту дверь в реальной жизни.
Каждая из этих техник может быть адаптирована под конкретного ребёнка и его потребности. Они помогут детям выразить свои чувства и переживания, снизить эмоциональное напряжение и научиться справляться со своими страхами.