Психогимнастика — это курс специальных упражнений, направленных на развитие и коррекцию различных аспектов психики ребёнка: как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы. Одна из наиболее известных методик под таким названием была разработана Ганой Юновой в Чехословакии в 1929 году. Психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. На занятиях психогимнастикой дети обучаются азбуке выражения эмоций — выразительным движениям.
- Этюд «Звери на прогулке». Дети изображают различных животных, которые идут на прогулку: мишка идёт медленно, загребая лапами, зайчик прыгает, птичка машет крылышками. Это упражнение помогает расслабиться и почувствовать себя частью группы.
- Этюд «Волшебный лес». Дети гуляют по воображаемому лесу, обходя «деревья» и «камни». Они могут изображать, как шуршат листья под ногами, как капает вода с веток. Это помогает снять напряжение и почувствовать себя в безопасности.
- Этюд «Угадай эмоцию». Ребёнок изображает различные эмоции: радость, грусть, страх, удивление. Остальные дети угадывают, какую эмоцию он показывает. Это упражнение помогает детям лучше понимать и выражать свои чувства.
- Этюд «Игра с зеркалом». Ребёнок смотрит в «зеркало» (например, в лист бумаги) и изображает, как он умывается, чистит зубы, причёсывается. Остальные дети повторяют за ним. Это помогает развивать мимику и жесты.
- Этюд «Танец дружбы». Дети встают в круг и танцуют вместе под весёлую музыку. Они могут передавать друг другу мячик или игрушку, выполняя простые танцевальные движения. Это упражнение помогает укрепить чувство единства и дружбы.
- Этюд «Строим дом». Дети строят «дом» из подушек и одеял, украшая его «окошками» из бумаги. Они могут придумать историю о том, кто живёт в этом доме, и распределить роли. Это помогает развивать воображение и коммуникативные навыки.
- Этюд «Следуй за мной». Взрослый показывает простые движения, а дети повторяют за ним. Например, поднять руки вверх, опустить вниз, похлопать в ладоши. Это упражнение помогает развивать координацию и внимание.
- Этюд «Пузырьки». Дети садятся в круг и надувают воображаемые пузырьки, издавая звук «п-п-п». Затем они «лопают» пузырьки, произнося звук «ш-ш-ш». Это упражнение помогает развивать дыхание и координацию движений.
Дети, прошедшие курс психогимнастики, становятся более уверенными в общении со сверстниками, легче выражают свои чувства и лучше понимают чувства других. У них вырабатываются положительные черты характера, такие как уверенность, честность, смелость и доброта, а также исчезают невротические проявления, такие как страхи и неуверенность.
Список литературы:
1. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова.—2-е изд.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995 - 160 с: ил. -ISBN 5-09-006683-3.