Методика "Лесенка" В.Г. Щур

22 февраля 2025 г.

Методика разработана Верой Григорьевной Щур и предназначена для выявления системы представлений ребенка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
Цель: определить особенности самооценки ребенка (как общего отношения к себе) и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди.
Материал и оборудование: деревянная (или нарисованная) лесенка, фигурка человечка, лист бумаги, карандаш (ручка).


Процедура и особенности проведения исследования
Методика проводится индивидуально. Процедура исследования представляет собой беседу с ребенком с использованием определенной шкалы оценок, на которой он сам помещает себя и предположительно определяет то место, куда его поставят другие люди. Беседа с ребенком начинается с непринужденного разговора о составе его семьи, о его близких родственниках, о друзьях и т.д. Затем экспериментатор показывает деревянную лесенку, на которой от центральной площадки идут три ступеньки вверх и три — вниз. (В модифицированном варианте методики аналогичная лесенка рисуется экспериментатором на листе бумаги).

Инструкция
«Посмотри на эту лесенку. Если рассадить на ней всех детей, то на самой верхней ступеньке окажутся самые хорошие ребята, ниже — просто хорошие, затем — средние, но еще хорошие дети. Соответственно распределены и плохие дети, т.е. на самой нижней ступеньке — самые плохие и т.д.». После этого ребенку дается фигурка человечка (можно использовать фигурки мальчика или девочки, в зависимости от пола ребенка).

  • Экспериментатор просит поставить эту фигурку на ту ступеньку, которой сам ребенок, по его мнению, соответствует: «Куда ты сам (сама) себя поставишь?» При этом обязательно выясняется, почему ребенок выбрал именно данную ступеньку. Затем ребенку предлагают поместить фигурку на ту ступеньку, куда, по его мнению, его поставит мама, а также другие близкие взрослые: «Как ты думаешь, на какую ступеньку тебя поставит мама? Почему ты так считаешь?» Далее в зависимости от состава семьи, значимого окружения задаются примерно следующие вопросы: «Куда тебя поставят папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, друг, учительница? Куда мама и папа поставят братика или сестренку?» Во всех случаях психолог просит ребенка дать пояснения своему выбору.
  • Ребенка также спрашивают о том, кто поставит его на самую верхнюю ступеньку (особенно если он по каким-либо причинам считает, что мама его туда не поставит), и кто — на самую нижнюю ступеньку. Помимо этих основных вопросов с ребенком ведется подробная беседа о том, почему он считает так, а не иначе, и какие у него отношения с разными людьми. По мере ответов ребенка психолог фиксирует названные позиции (в варианте нарисованной лесенки это можно делать прямо на ее ступеньках).
  • Беседа с одним ребенком занимает примерно 20—30 мин.

Обработка и анализ результатов
Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста проявляют большой интерес к своим отношениям с другими людьми и, как правило, с готовностью участвуют в беседе на данную тему. Как показывают данные В.Г.Щур:

Дети с завышенной самооценкой:
- Ставят себя на самую верхнюю ступеньку лесенки, считая себя лучшими.
- Не могут обосновать свою самооценку.
- Не ожидают высокой оценки от близких взрослых, но считают, что сами оценят себя высоко.
- Считают, что их мнение о себе совпадает с мнением близких взрослых.

Дети с адекватной самооценкой:
- Ставят себя на 2 или 3 ступеньку.
- Оценивают себя объективно и критично, объясняя свой выбор различными причинами.
- Считают себя хорошими, но не самыми лучшими.
- Соотношение оценок «за себя» и «за маму» благополучное: дети ставят себя немного ниже, чем мама их оценивает.
- Ожидаемая оценка от близких взрослых высокая, но не максимальная.

Дети с заниженной самооценкой:
- Ставят себя на нижние ступеньки лесенки, считая себя плохими.
- Могут объективно обосновать свою самооценку, указывая на недостатки.
- Ожидаемая оценка со стороны матери низкая, что вызывает у них беспокойство и страх быть нелюбимыми.
- Соотношение оценок «за себя» и «за маму» неблагополучное: дети ставят себя ниже, чем мама их оценивает, или не ожидают высокой оценки вовсе.

Важно! Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять.