С 1 сентября 2023 года дошкольные образовательные учреждения будут работать по новым образовательным программам. Эти программы разработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), Федеральной образовательной программой дошкольного образования (ФОП ДО) и Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФАОП ДО).
Работа педагога-психолога всегда была направлена на оказание психологической помощи детям. Однако в новых программах особое внимание уделяется работе с определенными группами детей, которые испытывают трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации.
К таким детям относятся:
1. Нормотипичные дети с нормативным кризисом развития. В этом возрасте дети сталкиваются с множеством новых задач и вызовов, которые им предстоит решать.
2. Дети с особыми образовательными потребностями:
– обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и/или инвалидностью;
– обучающиеся по индивидуальному учебному плану, в том числе часто болеющие дети;
– обучающиеся, испытывающие трудности в освоении образовательных программ, развитии, социальной адаптации;
– одаренные обучающиеся.
3. Дети и (или) семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, признанные таковыми в нормативно установленном порядке.
4. Дети и (или) семьи, находящиеся в социально опасном положении.
5. Обучающиеся «группы риска»: проявляющие комплекс выраженных факторов риска негативных проявлений (импульсивность, агрессивность, неустойчивая или крайне низкая (завышенная) самооценка, завышенный уровень притязаний).
Важно помнить, что каждый ребенок имеет право на полноценное детство, образование, развитие и социализацию. Поддержка и забота со стороны семьи, педагогов и специалистов помогут детям преодолеть трудности и стать уверенными в себе, успешными и счастливыми людьми.